Участники политики экономической безопасности в США

Чтобы понять, какие структуры участвуют в защите экономической безопасности страны, назовем участников составления документа “Годовой доклад конгрессу по внешнеэкономической деятельности и промышленному шпионажу” за 1995 г.

При правительстве от имени Совета национальной безопасности был создан Совет по контрразведывательной национальной политике, который поручил Центру национальной контрразведки подготовить означенный доклад для Конгресса. В нем принимали участие такие организации: Отдел национальной безопасности ФБР; Центр контрразведки ЦРУ; Бюро разведки и исследований и дипломатической безопасности Госдепартамента (МИД США); Директор контрразведки и программ безопасности при помощнике министра обороны, отвечающий за систему команды, контроля, связи и разведки; Агентство военной разведки (аналог нашего ГРУ); Отдел армейской разведки и безопасности; Служба расследований преступлений при ВМС; Служба специальных расследований ВВС; Служба военных исследований; Исследовательский институт по личной безопасности; Агентство национальной безопасности (Пентагон); подразделение контрразведки, министерство энергетики; Отдел по экспорту министерства торговли; Служба поддержки разведки министерства финансов; Отдел разведки налоговой службы США.

Столько организаций принимало участие в подготовке только одного документа. В целом же Федеральное правительство создало так называемую Контрразведывательную сеть (CI), которая образует нечто типа Контрразведывательного сообщества (CIC) с задачей по защите американской промышленности от иностранного шпионажа, куда вошли следующие организации.

ФБР - главная координирующая и инициирующая организация в данной сфере с множеством специфических подразделений. В рамках ФБР действует программа слежения за развитием шпионажа, контрразведки и терроризма (DECA).

ЦРУ - координирующая и информационная служба. Близка к программам CI - Отдел национальных ресурсов.

Спецслужба таможни США, отвечающая за действия Закона над контролем по экспорту оружия, Закона об экспорте военных материалов, а также административного Закона об экспорте, который покрывает экспорт высокотехнологичных материалов и информации.

Министерство обороны. Каждый отдел имеет свое подразделение, отвечающее за внешнеэкономическую и промышленную разведку, имеющее отношение к военным программам и системам. Тесно работает с ФБР. Надо иметь в виду, что Служба помощника министра обороны по экономической безопасности в 1998 г. была разделена на два подразделения: Службу помощника замминистра обороны по коммерческим и международным программам и Службу помощника замминистра обороны по промышленности и внедрению. Т. е. подтверждается высказанная идея о более узкой специализации в сфере внешнеэкономической деятельности.

Министерство юстиции имеет подразделение по экономическому шпионажу.

Министерство энергетики имеет аналогичное подразделение.

Министерство торговли. Не имеет спецпрограмм в рамках CI. Сотрудничество предполагается чисто информационное.

НАСА сама не является участником программы CI, однако, пользуясь информацией ФБР, а также Спецпрограммами (Special Access Programs) информирует своих сотрудников о ситуации в данной области.

Госдепартамент (МИД). Помимо спецотделов, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, располагает Консультативным советом по безопасности за рубежом (OSAC). Это своего рода совместное предприятие, состоящее из сотрудников МИД и американских бизнесменов. Находится под управлением Бюро дипломатической безопасности Госдепартамента. В этот совет входит около 1400 частных организаций.

Надо иметь в виду, что существует еще одна мощная неправительственная организация - Американское общество за безопасность промышленности (ASIS), которое предоставляет регулярные доклады даже для ФБР.

Программа CI четко описывает функции каждого из упомянутых акторов, формы и методы шпионажа и т. д. Одним из результатов всей этой программы был Закон о промышленном шпионаже 1996 г.

Закон о промышленном шпионаже 1996 г.

1 февраля 1996 г. в сенате по представлению сенаторов Коля и Спектора обсуждалось два закона: один назывался Закон об экономической безопасности, другой - Закон об экономическом шпионаже. На обсуждениях присутствовал президент Билл Клинтон. 28 февраля 1996 г. перед сенаторами выступил директор ФБР Льюис Фри, который подробно обосновывал необходимость принятия данных законов. Надо подчеркнуть, что инициаторами этих законов были два ведомства - министерство юстиции и ФБР. На них есть смысл остановиться подробнее.

В разделе 2 Закона об экономической безопасности указывается (далее перевод), что:

1) экономическая безопасность является частью национальной безопасности;

2) развитие новых идей и экономических инноваций являются крайне важными для здоровья и конкурентоспособности национальной экономики;

3) поощрение инноваций и творчества требует адекватной защиты жизненно важной экономической информации, как доступной, так и закрытой;

4) более 50 стран нелегально пытались добыть передовые технологии с предприятий США;

5) кража, незаконное разрушение или изменение, незаконное приобретение иностранными государствами или их агентами жизненно важной информации, принадлежащей собственникам в США, прямо и существенно угрожают здоровью и конкурентоспособности важнейших сегментов экономики США и, соответственно, их национальной безопасности;

6) существующие законы не адекватны для защиты против экономического шпионажа иностранными правительствами или тех, кто действует в их пользу.

Цель Закона - защитить национальную безопасность путем предотвращения экономического шпионажа и продолжить развитие узаконенной утилизации экономической информации США, защищая ее от воровства, незаконных разрушений и изменений, незаконного приобретения иностранными правительствами и их агентами или подручными. Этот Закон защищает жизненно важную экономическую информацию правительства Соединенных Штатов и американских фирм, бизнеса, промышленности и индивидуумов как внутри страны, так и за рубежом, путем наказания индивидуумов, корпораций и институтов, которые вовлечены в экономический шпионаж с намерением или с целью оказания помощи иностранным государствам или правительствам и их агентам и приспешникам.

В качестве причин необходимости принятия данных законов сенаторы сообщили такую информацию: в 1992 г. американские компании потеряли 1,8 млрд долл. из-за кражи коммерческих секретов. Со ссылкой на Американское общество по промышленной безопасности было также сказано, что объем краж экономической информации вырос на 260% с 1985 г. по 1993 г. В этих деяниях было задействовано 57 стран, в том числе Франция (единственная страна, которая была названа прямо).

Директор ФБР Фри к этой информации добавил следующее: по данным доклада “Тенденции потерь интеллектуальной собственности” на основе анализа 325 американских корпораций в 1995 г. было установлено 700 инцидентов потерь собственности на сумму 5,1 млрд долл., что соответствовало 9% ВНП США. Причем их количество увеличилось в целом на 323% в период между 1992 г. (9,9 инцидентов в месяц) и 1995 г. (32 инцидента в месяц). 59% от всех инцидентов было связано с работниками или бывшими работниками компаний, а 15% - с контрактниками. 74% инцидентов приходилось на тех, кому компании полностью доверяли. 21% инцидентов был связан с деятельностью иностранных государств.

В докладе Д. Купера, директора одного из структур министерства обороны, подробно излагался механизм краж оборонной информации пятью союзниками США. Хотя они не были названы, три из них, судя “по подчерку”, были Франция, Израиль и Япония.

В последующих докладах ФБР за 1996 и 1997 г. подчеркивалось, что на экономическую безопасность США все интенсивнее стала негативно влиять Россия в связи с тотальной коррупцией на всех уровнях власти и экономических структур, а также организованной мафии, в том числе действующей на территории США.

Первоначально названные законы предполагалось включить в качестве добавлений к Закону о национальной безопасности 1947 г. Однако в конечном счете в октябре 1996 г. они вошли в часть 18 Федерального закона США в виде главы 90, состоящей из шести разделов под названиями: Экономический шпионаж, Кража торговых секретов, Уголовная ответственность (наказания), Порядок сохранения конфиденциальности, Гражданские процедуры для запрета насилия, Экстерриториальные расследования, Государственный закон.

Раздел о наказании (1831) за экономический шпионаж предусматривает в качестве максимального наказания для индивидуума - 15 лет тюрьмы, или 500 тыс. долл. штрафа, или то, и другое вместе, для организаций - 10 млн долл. штрафа. За экономическую кражу, не предназначенную для иностранного государства, предусматривается менее жесткое наказание (раздел 1832): для индивидуума - 10 лет тюрьмы и штраф, или то и другое вместе; для организаций - штраф в 5 млн долл.

Почти через два года, 28 января 1998 г., Льюис Фри, выступая перед сенаторами, давал как бы отчет о действии Закона об экономическом шпионаже. Он сообщил, что 23 страны продолжают действовать в сфере экономического шпионажа на территории США, среди них особую активность проявляют 12 государств. Однако в рамках Программы ответа и уведомлений по проблемам национальной безопасности Отдела национальной безопасности ФБР его ведомство через своих агентов в регионах направляет предупредительную информацию приблизительно 25 тысячам директоров корпораций. Эти же предупреждения об экономическом шпионаже (в форме брифинговых материалов) направляются в зарубежные американские компании и корпорации, в частности, в Австрию, Ирландию, Новую Зеландию, Панаму, Южную Корею и Объединенное Королевство. Со ссылкой на уже упоминавшееся Американское общество за безопасность промышленности, Фри указал, что только за 1996 г. американская интеллектуальная собственность стоимостью в 30 млрд долл. подвергалась риску. Он привел около десятка случаев деятельности ФБР по предотвращению промышленных краж на базе Закона об экономическом шпионаже.

На фоне массовой охоты за промышленной информацией количество “примеров” можно считать весьма скромным, что, видимо, свидетельствует о несовершенстве или самого Закона, или всей системы защиты американской промышленности.

Выводы

Американский опыт показывает, что даже в устоявшейся рыночной экономике проблемы экономической безопасности сохраняют свою актуальность и требуют постоянного совершенствования механизма ее обеспечения. Хотя все аспекты экономической безопасности взаимосвязаны, тем не менее, четко выделяются экономические пространства их функционирования. Внутреннее поле - общественная безопасность - четко увязывается с ответственностью правительства. Внешнее поле - внешнеэкономическая безопасность - увязывается не только с ответственностью тех или иных правительственных органов, но и частных компаний и организаций, а также с ответственностью каждого члена американского общества. Эта сфера защиты экономической безопасности стала определяться политикой, которую осуществлял в свое время Советский Союз и нынешний Китай.

Для руководства России необходимо иметь в виду, что американская стратегия безопасности призвана не только защитить собственные экономические интересы от внешних угроз. В неменьшей степени она нацелена на приспособление мировой экономики, экономики любой страны в мире, включая экономики своих военно-политических союзников, в интересах США.

Повышенное внимание в этой связи уделяется России, внедрение в экономику которой является одной из важнейших направлений американской политики. Отсутствие правовых норм защиты экономической безопасности России позволяет США не только вторгаться практически в любые сферы российской экономики, включая ее оборонные отрасли, но и в финансовые сферы, одним из свидетельств чему служит деятельность президента Московского инвестиционного банка американца Бориса Джордана, тесно связанного с ОНЭКСИМ-банком.

Таким образом, России не просто нужна концепция экономической национальной безопасности, но и законодательная база для ее защиты.

Ноябрь 1998 г.