Сергей Глазьев
Благосостояние и справедливость

Глава 6. КТО ИЗМЕНИЛ НАШУ ЖИЗНЬ?

КТО ТАКИЕ РЕФОРМАТОРЫ?

Народ давно уже не верит ни одному слову наших реформаторов. Все эти чубайсы, гайдары, ельцины и пр. так запятнали себя, что, казалось бы, давно уже пора спрятаться подальше от глаз людских и не высовываться. Ан нет! Они по-прежнему у кормушки. За что они так нас не любят? Вроде в одной стране росли, на одних идеалах воспитывались… Откуда они такие взялись? Или большие деньги заставляют забыть о совести? А. Селезнева, Санкт-Петербург

- Россия знала многих реформаторов. Вспомним хотя бы таких разных исторических деятелей, как Петр Первый и Александр Второй, Михаил Сперанский и Петр Столыпин. Всех их объединяло одно - они стремились сделать страну сильной и авторитетной мировой державой. Но в конце ХХ века у власти в России появились люди, которые активно и сознательно стали проводить "реформы", ведущие к полному развалу и деградации государства. Почему же такое стало возможным? Первый шаг к своему развалу наша страна, тогда еще СССР, сделала в 80-е годы прошлого столетия. Вырвавшаяся наружу волна народного энтузиазма, не встречая на своем пути необходимых экономических, правовых и социокультурных рамок, очень быстро выродилась в "праздник непослушания". В результате на страницах газет и с экранов телевидения солидные люди с энтузиазмом подростков принялись поливать грязью страну, которая их вырастила. Кроме того, постепенно в сознание людей стала внедряться "романтика" криминально-уголовного быта. Все это неумолимо подтачивало внутренние моральные ценности общества, его святыни, идеалы, традиции, разрушало межличностные связи. Руководство страны, к великому сожалению, не смогло правильно использовать тот огромный народный энтузиазм, который охватил все общество в первые годы перестройки. Потеряв доверие народа и выпустив власть из рук, первый и последний президент СССР открыл путь к саморазрушению государства, обломки которого поспешили подобрать тогдашние "удельные князьки". Возглавил этот процесс, как мы все помним, типичный представитель регионального партийного аппарата Борис Ельцин. В связи с этим нельзя не упомянуть и еще об одной причине государственного кризиса в нашей стране, обернувшегося крахом Советской власти и проведением так называемых "либеральных реформ" в России. Большинство представителей партийного аппарата и государственной номенклатуры 80-х годов делали себе карьеру отнюдь не по идейным соображениям. Поэтому естественно, что их тяготила зависимость от партийной дисциплины, общественного мнения, от общего морального климата того времени, так или иначе осуждавшего стяжательство, алчность, стремление возвыситься над своими товарищами. Им хотелось вырваться из этих "пут". Таким образом среди бывшей партийно-советской номенклатуры и оказались люди, страдающие, как говорится, "комплексом неполноценности", который всегда чреват неуемной жаждой власти. Они и стали нашими "реформаторами". Собственно, политический карьеризм, как известно, рано или поздно приводит к попранию интересов большинства. Но были среди них и те, кто, откровенно считая свой народ человеческим материалом, неспособным к "цивилизованному" труду и хозяйствованию, вообразили себя "благородными" революционерами. Они принялись крушить государство по "идейным" соображениям. Надо сказать, что носители радикальных идей никогда не отличались трезвостью мысли и жизненной мудростью. Разрушение и вседозволенность для них становятся самоцелью. Радикализм демократических революционеров 90-х сродни радикализму троцкистов начала века. И те, и другие возомнили себя миссионерами, призванными вершить суд над Россией. Троцкий, прикрываясь революционной риторикой, мечтал превратить русских в белых рабов. Его современные последователи под противоположными лозунгами - демократии и рыночной экономики - реализовали эти фашистские намерения в современном варианте наемного рабства, лишив миллионы людей прав собственности на общенародное имущество и спровоцировав разграбление тысяч вполне жизнеспособных предприятий. Радикализм в его современном варианте оказался на службе властолюбия, замешанного на откровенном цинизме. Так, аморальное и научно несостоятельное противопоставление понятий социальной справедливости и экономической эффективности стало основой идеологии либерал-реформаторов. До сих пор они продолжают твердить, что для экономического роста нужно сворачивать социальные гарантии, что для роста предпринимательской активности необходимо жертвовать суверенитетом, так как у страны нет ресурсов для обеспечения национальной безопасности и поддержания обороноспособной армии. Но современная наука доказывает, что все эти заклинания - полная чушь. Сегодня нет противоречия между экономическим ростом и социальной справедливостью. Основой современного экономического роста является научно-технический прогресс. А это означает, что главенствующую роль в развитии играет человеческий интеллектуальный фактор. И именно создание условий для развития творческих способностей каждого человека - ключ к экономическому успеху, которого невозможно достичь обществу малообразованному, малокультурному, недисциплинированному, распущенному. Поэтому выполнение государством социальных гарантий, создание достойных условий для человека труда, обеспечение каждому гражданину уровня жизни, необходимого для его самореализации - все это является задачами первостепенной важности. Впрочем, циничные рассуждения о том, что для достижения экономических успехов необходимо свернуть социальные программы, - не единственный пример доктринерского и бесчеловечного подхода наших "реформаторов" к судьбам миллионов своих сограждан. Лишив людей прав собственности на общенародное имущество и спровоцировав разграбление тысяч вполне жизнеспособных предприятий, они нагло и цинично продолжают утверждать, что, мол, их стараниями созданы основы цивилизованного рынка в стране. Однако факты говорят об обратном. Не секрет, что действия наших "либерал-реформаторов" тщательно контролировались и бережно поддерживались противниками России. Еще директива № 20/1 Совета национальной безопасности США от 18 августа 1948 г., более известная как "План Аллена Даллеса", указывала: "различные группы предпримут энергичные усилия, с тем чтобы побудить нас пойти на такие меры во внутренних делах России, которые свяжут нас и явятся поводом для политических групп в России продолжать выпрашивать нашу помощь". Во времена Даллеса ненависть внешних врагов к нашей стране была направлена на Советскую власть - как считалось на Западе, главную цементирующую силу нашего общества. Поэтому ее необходимо было во что бы то ни стало сломить. В то же время, признавая необходимым демонтаж тогдашнего государства, США понимали, что им "нужно… избежать ответственности за решение, кто именно будет править Россией после распада советского режима…" Уже тогда широкую программу декоммунизации нашей страны предполагалось "оставить… на долю любых местных властей, которые придут на смену Советской власти". И наши "либерал-реформаторы", как старательные ученики, добросовестно выполняют заветы столпов американского империализма. Благодаря их стараниям, сегодня в России государство как институт, стоящий на службе у общества, фактически отсутствует. Государство существует только как инструмент реализации правящей верхушкой своих интересов. Нынешнее правительство влияет на экономические процессы только на уровне лоббирования и защиты "своих" предпринимателей. А потому смешно слушать наших записных "демократов", когда они обвиняют государство в "засилии", "неэффективности" и "вмешательстве в экономику". Помилуйте, ведь это - один из итогов реформ, в результате которых было коррумпировано и разложилось государство! Основных же своих функций - по обеспечению социально-экономических гарантий населению страны - государство в лице исполнительной власти не выполняет. И государство сегодня превратилось в классическую машину для подавления большинства "подавляющим меньшинством". С уходом Ельцина ситуация, к сожалению, практически не изменилась. Власть по-прежнему у "либерал-реформаторов", которые продолжают идти курсом национального предательства. Их интерес, как и 12 лет назад, заключается в ослаблении России - в том, чтобы наша страна прекратила свое существование как государство, способное проводить самостоятельную политику. При этом мало кто из наших "реформаторов" был бескорыстен. Многие из "реформаторов" первой волны, подпитанные поначалу деньгами из-за океана, быстро сориентировались и заработали огромные капиталы на разграблении национальных богатств. Нынешние их преемники тоже хорошо финансируются. Финансируются теми, кто из России сделал дойную корову! Кто вывозит огромные деньги из страны, кто паразитирует на присвоении ее природных богатств.

КТО ТАКИЕ ОЛИГАРХИ?

Сегодня без конца слышишь: олигархи, олигархи… Собственно, их всех мы уже знаем поименно. Но ведь это - жалкая кучка. Почему же тогда они определяют нашу жизнь, если у нас демократическая страна, в чем нас так старательно пытаются убедить? Кто вообще они такие? Г. Севостьянов, Томская обл.

- Вы задали очень важный вопрос. Нас, действительно, пытаются убедить в том, что мы живем в демократической стране. Однако демократия, как известно, - это власть большинства. А олигархия, наоборот, означает "правление немногих". Такое толкование давал Аристотель, такое же толкование есть и в современных словарях. Российские олигархи сегодня - это крайне немногочисленная верхушка людей, близких к "первому президенту России", которому они обязаны своим фактическим положением хозяев национальных богатств. Многие из них входят в сотню самых богатых людей мира. Как можно было менее чем за десяток лет "сколотить" такие капиталы? Наши олигархи, захватившие власть в стране, по сути, выросли из трагических событий 1993 года. Совершенный тогда государственный переворот - результат заговора небольшой группы людей в личных интересах. Чтобы удержать власть, они раздували миф о коммунистической угрозе и безальтернативности проводимой политики. Такое нагнетание социальной напряженности в обществе и позволило безнаказанно расстрелять избранный народом парламент. Это преступление стало точкой отсчета, открыв "победителям" невиданные горизонты. Собственно, до 1993-го они уже успели сделать много. Сначала провели либерализацию цен, не сопровождавшуюся формированием соответствующих институтов обеспечения добросовестной конкуренции и прозрачности рынка. Тем самым была спровоцирована гиперинфляция, которая обесценила как вклады и сбережения, так и текущие доходы граждан. Только за первые годы реальная заработная плата сократилась вдвое. Параллельно происходил интенсивный процесс перераспределения доходов в пользу привилегированных социальных групп, установивших контроль над бывшей государственной собственностью и финансовыми потоками. В конечном счете основным источником сверхдоходов формирующейся тогда правящей олигархии стали сбережения и заработная плата остальной части общества. Затем грянула ваучерная приватизация, проведенная по сценарию г-на Чубайса, которая дала возможность перераспределить накопленную за десятилетия общенациональную собственность в пользу непосредственных организаторов этой акции, их "консультантов" и партнеров. При этом даже западные "консультанты" были поражены масштабами проведенных нашими "приватизаторами" разрушений в экономике. Так, Дж. Вульфенсон, руководитель Всемирного банка, одного из спонсоров "реформаторского" процесса в нашей стране, написал следующее: "Проведение приватизации до создания эффективных регулирующих рамок и конкурентной среды может обусловить катастрофические последствия, как это было доказано опытом России". Как и при примитивно проведенной либерализации цен, очередной этап накопления собственности происходил не за счет создания новой стоимости и благ, а путем перераспределения в свою пользу ранее созданного трудом всего народа национального богатства. Фактически у каждого из нас экспроприировали собственность, раздав взамен клочки бумаги с издевательской надписью: "10000 рублей". Скупая ваучеры за копейки и мешками, новые "предприниматели", больше смахивающие на аферистов, становились обладателями фабрик и заводов, построенных руками наших отцов и дедов, на которых работали сотни и тысячи людей. Таким образом, в 1993 г. будущие олигархи уже обозначились. Но чувствовали они себя еще неуверенно, ими владел страх лишиться всего и быть призванными к ответу за свои незаконные действия. А вот после расстрела парламента эти люди почувствовали вседозволенность и безнаказанность. Совершив государственный переворот, они использовали его, чтобы присвоить как власть, так и большую часть национального богатства страны. Для них власть была и осталась исключительно источником наживы, средством личного обогащения. После расстрела парламента Ельцин и его ближайшее окружение получили (а вернее, узурпировали) практически неограниченную власть в стране. Именно так называемая ельцинская "семья", включая близких ей "предпринимателей", стала ключевым звеном в формировании пресловутой российской олигархии. В 1993-1994 гг. была организована новая крупномасштабная акция "обдирания" народа. Вслед за спекуляцией ваучерами и акциями приватизируемых предприятий появились финансовые "пирамиды" типа "МММ", продолжившие зловещий список российского экономического "лохотрона". Уже тогда было очевидно - идея финансовых пирамид призвана связать и вывести из оборота ту наличную массу денег, которую удалось отстоять народу в жестоких боях с гайдаровской либерализацией и чубайсовской приватизацией. Скорее всего, поэтому правительство фактически потворствовало обману населения, не делая ничего для пресечения открыто проводившихся финансовых афер и разрешая их рекламу на государственном телевидении. В результате 40 млн человек обобрали на 20 трлн рублей. После разорения большинства предприятий страны самыми высокодоходными стали сырьевые отрасли. Соответственно, "семейный" клан захватил, по сути, природные ресурсы страны, которые, по Конституции, являются общенародной собственностью. Началась хищническая эксплуатация этих национальных богатств, имеющая целью только одно: "выжимание" максимума средств и "откачку" их за границу. Одновременно происходил процесс захвата информационных ресурсов - телевидения, радио, газет. Российские олигархи прекрасно понимали, что монополия на информацию дает возможность чувствовать себя спокойно и уверенно, обеспечивает безраздельное господство на политическом небосклоне, позволяет и дальше безнаказанно грабить Россию, не утруждая себя заботой о благосостоянии ее граждан. Можно сказать, что за каких-то пять лет кучка лиц приватизировала всю страну. В большинстве регионов этот процесс был лишь уменьшенной копией федерального уровня. Приходившие к власти местные кланы "врастали" в экономику своей области или республики, порождая в народе совершенно феодальные размышления: "Уж лучше один старый наворовавшийся, чем каждый раз новые". Эксплуатируя эти настроения, некоторые губернаторы до сих пор продолжают оставаться у власти на все новые и новые сроки. Но самый главный итог "олигархизации" России - это приватизация государства, его аппарата и институтов. Должность чиновника любого ранга стала синекурой - местом, позволяющим за определенную мзду, а проще говоря, взятку, регулировать доступ к национальным богатствам и бюджету. В свое время "семья" использовала мощный рычаг для закрепления привилегированного положения приближенных - налоговые льготы. Они щедро раздавались "своим" предприятиям, предпринимателям, всевозможным фондам (вспомните хотя бы пресловутый Российский Фонд спорта) за солидные комиссионные. Все это только цементировало коррумпированную сверху донизу власть, которая сращивалась с крупным бизнесом и постепенно впадала в поистине "наркотическую" зависимость от постоянных "откатов". С тех пор меняются льготы и организации, но неизменным остается главный принцип: в России за взятку возможно все… Однако приватизация государства не могла не обернуться его разложением. Впервые это стало ясно в 1998 году, когда верхушка страны обрушила ею же созданную пирамиду государственных краткосрочных обязательств, уподобив себя аферистам типа Мавроди. Пострадавшими вновь оказались те, кто доверил свои сбережения нашей хиленькой банковской системе. И хотя российская промышленность скорее выиграла от понижения курса рубля, произошло это в который раз за счет ограбления населения. Ограбления, надо еще раз сказать, - неминуемого. Ведь для олигархов главным остается принцип: нельзя выпускать из-под контроля денежные потоки. Давая же в руки населению деньги, власть тем самым лишается привычных ей рычагов управления и воздействия. Под видом "монетаризма" (кстати, не имеющего никакого отношения к реальной монетаристской теории М.Фридмана), дефицит товаров, о котором так кричали демократы первой волны, был заменен на еще худший дефицит - дефицит денег. Искусственно ограничивая платежеспособный спрос населения, причем самыми бесчеловечными способами (невыплатами пенсий и детских пособий, их мизерными размерами, оскорбительным уровнем оплаты труда и т.п.), приватизированное "семьей" государство добивалось бесправия и унижения народа наиболее изощренным - экономическим - способом. Второй сигнал разложения государства был политическим, но не менее серьезным. Когда на исходе 1999 года выяснилось, что Б. Ельцин, несмотря на все ухищрения врачей и телеканалов, уже не может адекватно "работать с документами", срочно встал вопрос о "преемнике" президента, получающем власть в обмен на неприкосновенность олигархов. Сегодня явственно звучит третий сигнал разложения государства. Его можно назвать системным. Политика правительства под руководством Касьянова, сохраняющего "ельцинский" курс, ввергает страну в новый, поистине тотальный кризис. Так что есть все основания считать, что нынешний сигнал - последний. Или народно-патриотические силы России смогут противостоять усилиям нынешней олигархии и взять власть в свои руки законным путем - или страна рухнет, распавшись на отдельные колониальные фрагменты, обслуживающие наших западных или юго-восточных соседей.

КОРРУПЦИЯ И НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ

С самого начала наших так называемых демократических преобразований все президенты, министры и т.д. постоянно борются с коррупцией. А она себя по-прежнему прекрасно чувствует. Получается, что никак не могут побороть ее, проклятую? Или не хотят? А. Арзуманян, Московская обл.

- Я думаю, что Вы задали риторический вопрос, потому что сами для себя на него ответили. Ответили так же, как и я, так же, как и миллионы российских граждан: если бы борьба с коррупцией действительно являлась целью для государственной власти, то мы бы не имели сегодня то, что имеем. Во всяком случае, в таких масштабах. Но отношения в сфере экономики в России построены по принципу порочного круга. Ведь по экспертным оценкам, половина экономики страны контролируется криминальными группировками. Специалисты МВД подсчитали, что ущерб от экономической преступности составляет 10 - 15% ВВП. Криминальная экономика основана на сговоре ее воротил с представителями власти, благодаря чему они легко добиваются реализации своих корыстных интересов. Сильный импульс сращиванию государства и организованной преступности дал государственный переворот, совершенный в 1993-м году. Расстреляв высший орган государственной власти - Верховный Совет - победители приступили к разграблению государственного имущества. Под давлением "семьи" бывшего президента правительство принимало решения о многомиллиардных налоговых льготах, о приватизации за бесценок госимущества, создавая таким образом привилегированные условия для узкого круга лиц. Совершив тягчайшее преступление против общества, они затем использовали насильственную узурпацию власти для захвата общенациональных богатств. Понятно, что незаконные дела не могут делаться законными способами. Поэтому логичным следствием широкомасштабного захвата госимущества стало разрастание коррупции в органах государственной власти. Коррупция - это страшная болезнь государственного организма, которая неизлечима для пораженных ею звеньев. Чиновник, наделенный властью и взявший подношение, становится перед выбором: либо исполнять чужую волю в ущерб государственным интересам, либо, отстаивая интересы государства, ожидать выстрела в спину. По понятным причинам он выбирает первое. Я убежден, что коррупция порождается безответственностью и некомпетентностью. Например, перед кем за свою деятельность отвечает федеральный министр? Чтобы там ни говорили о правовом государстве, по нынешней Конституции, он отвечает только перед президентом. В отсутствии какого-либо контроля за деятельностью исполнительной власти последняя начинает работать по принципу "круговой поруки", при котором никто ни за что персональной ответственности не несет. Отсюда кадровый принцип - брать только своих по родственному, земляческому или просто признаку личной преданности. А это неминуемо означает - покрывать все их злоупотребления. Власть имущие превращаются в привилегированную касту, замкнутую на обслуживании своих корпоративных и частных интересов. Одновременно с процессом слияния власти, бизнеса и организованной преступности происходит "вымывание" из органов власти компетентных, профессиональных работников. Ведь глубокие знания, способность анализировать причины и последствия принимаемых решений делают настоящих специалистов независимыми от воли и желания кого бы то ни было. Совсем не эти качества необходимы для обслуживания интересов олигархических кланов, имеющих реальную власть в российском государстве. Им требуется только умение быстро "провести" необходимое решение да способность изобрести очередную "хитрую схемку", уводящую деньги и активы у государства. Если уж всерьез говорить о неэффективности государственного аппарата, то начинать пресловутую административную реформу надо с федерального правительства. Многие посты в нем занимают люди, не имеющие даже специального образования в сфере их компетенции. Явно не хватает профессионалов в ключевых экономических министерствах и ведомствах, коррумпированность которых стала притчей во языцех. Необходим контроль общества над властью и введение персональной ответственности за результаты работы любого облеченного властью лица. Первое реально реализовать установлением парламентского контроля над деятельностью правительства, что подразумевает существенное расширение прав Госдумы по назначению федеральных министров и более четкие юридические основания для оценки работы правительства. На это направлены наши поправки в Конституцию и законопроект о правительстве, а также недавно внесенный мною проект закона об обеспечении прав граждан на достойную жизнь, в соответствии с которым правительство должно ежегодно отчитываться о выполнении социальных обязательств и уходить в отставку в случае снижения уровня жизни. Второй принцип - персональной ответственности - должен быть закреплен в уголовном праве. Действующая же правовая система не устанавливает персональную ответственность чиновников за выполнение порученных им функций. В Уголовном кодексе существуют только две статьи, по которым фактически можно привлечь коррупционеров: халатность и превышение служебных полномочий. Скажем, чиновник может с корыстной целью принять решение, которое обогатит кого-то на миллиарды долларов. Но при этом, если он не пойман с поличным на получении взятки, доказать, что совершено преступление, практически невозможно. Не случайно, по данным Генпрокуратуры, на каждый случай приватизации приходится в среднем одно правонарушение. В советские времена система ответственности чиновников за выполнение своих функций находилась под бдительным оком партийного и народного контроля, других структур. Однако партийная система рухнула, исчез общественный контроль, контроль представительной власти, в стране установилась диктатура олигархической "семьи", коррумпированных чиновников и организованной преступности. Они стоят над законом, потому что нет механизмов контроля. Все попытки создать такую систему остаются всего лишь попытками. В 1996 г. Государственная Дума одобрила законопроект "О внесении дополнений в Уголовный Кодекс Российской Федерации", который вводил персональную ответственность чиновников за нарушение закона о федеральном бюджете, незаконное предоставление налоговых и таможенных льгот, занижение объектов государственной и муниципальной собственности при приватизации, а также при создании организаций с участием иностранных инвесторов. Однако Совет Федерации отклонил его, став по сути на защиту коррупционеров. Новый Уголовный Кодекс РФ опять-таки не предусмотрел мер ответственности госслужащих за эти весьма распространенные сегодня нарушения законодательства. Поэтому данный законопроект в 2001 г. снова был внесен мною на рассмотрение в Думу. Но к этому времени "погоду" в Государственной Думе уже определяло проправительственное большинство, и он был отклонен уже в первом чтении. Вот и получается, что, штампуя нужные определенным кругам решения, чиновники по-прежнему ни за что не отвечают. А если сопоставить размах коррупции, масштабы денег, которые вокруг этого крутятся и зарплаты чиновников и судей, то станет понятно, кто управляет страной. Управляет тот, у кого деньги. Тот, в чьих интересах проводятся реформы.

На оглавление