Сергей Глазьев
Благосостояние и справедливость
НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК
По-моему, после войны в Ираке США окончательно почувствовали себя мировым жандармом. И мы говорим о прогрессе, о цивилизации, о равенстве и партнерстве! По-моему, все как раз наоборот. Мир движется назад, в феодализм. Есть Жандарм и небольшой круг тех, кого он жалует своей милостью, и есть все остальные - вассалы. Не зря почти в каждом голливудском фильме кто-то хочет завоевать мировое господство - это же отражение государственной идеологии самих Соединенных Штатов Америки. Мне кажется, так. А Вы как считаете? С. Ростоцкий, Мурманская обл.
- Сегодняшний уровень концентрации финансовых рычагов управления мировой экономикой и развития транснациональных корпораций обусловил стремление мировой финансовой олигархии подчинить себе целые страны. Но в то же время национальные экономические системы стремятся отстоять право на определение путей развития экономики своих стран. Сочетание этих двух противоречивых тенденций и определяет современное экономическое развитие. Формирование экономической модели в каждой стране сопровождается достаточно сложной борьбой за контроль над институтами государственной власти между представителями транснационального и национального капитала, между мировой олигархией и национальной элитой. В итоге получаются весьма разнообразные варианты комбинаций - от полной колониальной зависимости (как в большинстве африканских стран) до мощных национально ориентированных экономик Японии, Китая, США, Германии. При этом не следует понимать определение "мировая олигархия" примитивно - как некое тайное сообщество, массонский заговор и прочая. Нет, речь идет именно о тенденции, в которой определяющими являются экономические интересы капитала, действующего в масштабах мирового рынка. Следовательно, нужно понимать эту объективную тенденцию и учитывать ее при проведении национальной экономической политики. Стратегия доминирования мировой олигархии не носит тотального характера. Она не подразумевает контроль над всеми ресурсами планеты. Круг интересов ограничивается наиболее прибыльными сферами деятельности, где источником сверхдоходов является обладание политической, природной и интеллектуальной монополией, - такими, как управление государственными долгами, эмиссия денег, финансовые услуги, банковские операции, аудиторские и юридические услуги, международная торговля, наркобизнес, естественные монополии, энергетика, использование новых технологий. Однако этот ограниченный круг достаточно обширен для того, чтобы установить свои правила игры в политике и экономике. Сейчас мировая олигархия стремится сформировать новый, устраивающий ее порядок на планете. Реализуя свое доминирующее положение в институтах государственной власти Соединенных Штатов Америки, она пытается использовать национальные ресурсы этой страны для обеспечения своего глобального господства. Для превращения США в мирового жандарма народу этой страны внушается комплекс имперского превосходства, подогреваемый предоставлением американскому государству исключительного права на лидерство и насилие в мировой политике. Упомянутые Вами голливудские фильмы - это один из способов навязывания простым американцам имперских амбиций, ведь во всех них самодуры, стремящиеся к мировому господству, как правило, являются гражданами или выходцами из других стран, а побеждают их либо доблестные американские спецслужбы, либо бесстрашные американские военные, либо герой-одиночка, но тоже - американец. Таким образом людям внушается мысль о великой миссии американцев остановить распространение зла на всей планете. А некиношные "распространители" затем указываются политиками - в виде очагов или целой "оси зла". Последние возмутившие мир примеры американских жандармских амбиций - бомбардировки Югославии и военные действия в Ираке - весьма логично вытекают из Стратегии национальной безопасности США. В этом документе, в частности, говорится о необходимости использовать лидирующую роль США для придания нужного направления интеграционным тенденциям в мире, внесения корректив в существующие политические и экономические институты и структуры безопасности, а также для формирования новых организаций, которые помогут создать условия для продвижения американских интересов и ценностей. Сферой ответственности органов национальной безопасности США фактически объявлено обеспечение глобального контроля мировой олигархии над важнейшими процессами мирового развития. Беспрепятственный доступ к ресурсам других стран, включая природные и людские, к их рынкам, устранение каких-либо национальных барьеров для движения и воспроизводства транснационального капитала, контроль за народонаселением, загрязнением окружающей среды и политическими системами других стран - все это Соединенные Штаты рассматривают как сферу своей национальной безопасности. Мировой олигархией были развязаны обе мировые войны прошлого столетия. На страданиях миллионов людей она зарабатывала огромные капиталы. То же самое происходило и во времена холодной войны: граждане СССР, США, других стран оплачивали безудержную гонку вооружений, приносящую беспрецедентные капиталы международной финансовой элите. Теперь, в виду небывалой разрушительной силы современных вооружений, она отказалась от провоцирования глобальных войн. Однако вообще не использовать военный источник для наращивания своих прибылей не может - ограничивается локальными конфликтами. Но найдены и невоенные способы создания хаоса и демонтажа систем государственного управления - так называемые экономические блокады, ограничительные санкции и т.д. Или даже финансовые кризисы, как кризис конца 90-х в Юго-Восточной Азии, который разрушил результаты десятилетнего труда народов Малайзии, Индонезии, Таиланда, Кореи, претендовавших на самостоятельные пути развития. При безусловном доминировании США определен и круг избранных стран (ядро мировой капиталистической системы), которым разрешается защищать внутренние рынки, вести агрессивную экспортную политику, поддерживать своих товаропроизводителей, сохранять национальную культуру и общественную нравственность, а также навязывать свои интересы другим - вплоть до применения вооруженной силы. Остальных же (периферию мирового капитализма) заставляют слепо следовать рекомендациям международных организаций, выражающих интересы мировой олигархии, не препятствуя доступу на свои рынки транснационального капитала. Они втягиваются в разнообразные режимы неэквивалентного внешнеэкономического обмена, посредством чего происходит отток внутренних ресурсов за рубеж, закрепляется их зависимость и подчиненное положение "доноров" транснационального капитала. Одновременно ведется разрушение национальных культур и общественной нравственности. Технологии достижения этих целей, равно как и режимы неэквивалентного внешнеэкономического обмена уже хорошо отработаны. Прежде всего это стимулирование внешних займов. Предоставляя государствам займы или приобретая их ценные бумаги, транснациональный капитал без особого риска получает немалый процент, а страна-заемщик втягивается в долговую пирамиду, делая все новые займы для оплаты предыдущих долгов. К примеру, страны Латинской Америки уже выплатили в форме процентов денег гораздо больше, чем взяли взаймы, и при этом сумма их долга возросла. Второй путь - навязывание сырьевой специализации. При этом страна попадает в ловушку обмена принадлежащей ей природной ренты от невосполняемых месторождений ресурсов на интеллектуальную ренту в цене импортируемых готовых изделий, финансируя научно-технический прогресс за рубежом и тем самым расширяя "ножницы" между ценами на экспортируемое сырье и ценами на импортируемые готовые изделия. Включение стран в международные режимы регулирования внешней торговли на подчиненном положении лишает их возможности регулировать экономические процессы в пользу своих товаропроизводителей и в конечном счете заставляет отказаться от суверенитета в торговой политике. Странам, не входящим в элитный клуб избранных, навязываются обязательства перед международными финансовыми организациями по поддержанию определенных параметров денежной массы и обменного курса национальной валюты, привязки его к одной из свободно конвертируемых валют. Все это лишает их возможности использовать инструменты государственной власти для стимулирования инвестиционной активности и повышения конкурентоспособности своей экономики. В итоге - страны вынуждены отказываться от суверенитета в проведении самостоятельной денежно-финансовой политики. При этом в ядре мировой капиталистической системы царит порядок, здесь все основано на принципах планомерности. А вот на периферии господствует хаос, который выдается за "свободный рынок". На самом деле за ультралиберальной идеологией, оправдывающей его, скрываются международные финансовые спекуляции, взрывающие национальные денежные системы с тем, чтобы устранить государственные барьеры на пути транснациональных корпораций. Все перечисленные механизмы подкрепляются втягиванием в орбиту влияния мировой олигархии политической элиты различных стран. Особенно - лиц, определяющих внешнюю, оборонную, экономическую и информационную политику. Принятие ими международных обязательств от имени государств обеспечивает подчинение внутренней политики этих государств интересам мировой олигархии. На это тратятся немалые средства и прилагаются большие усилия к тому, чтобы сформировать у руководителей стран космополитическую идеологию и соответствующую систему ценностей. Реально оценивая существующие тенденции и баланс сил, государство, желающее сохранить свой суверенитет, обеспечить успешное и устойчивое развитие своей экономики, должно поддерживать необходимый баланс национальных интересов и интересов транснационального капитала, формировать выгодные для своих товаропроизводителей и национальных деловых кругов правила функционирования внутреннего рынка.
КОЛОНИЗАЦИЯ РОССИИ
Сегодня российское правительство уже не говорит нам, как раньше, что делает то-то и то-то потому, что так сказали эксперты Международного валютного фонда. Но все равно то, что оно делает, противоречит здравой логике. Вот и не покидает ощущение какого-то чужого участия. Ну не может русский человек делать себе во вред! Понятно, что они там, наверху, "страшно далеки от народа". Но есть же и общенациональные интересы, в конце концов. Не кажется ли Вам, что наши деятели в правительстве - какие-то засланцы тех, кто хочет окончательно добить Россию? Д. Макоедов, Чувашия
- Ваши ощущения понятны и легко объяснимы, если проанализировать действия наших видных политических деятелей с начала 90-х годов. Ведь в течение всего этого времени происходит не что иное, как целенаправленная колонизация нашей страны. Но для начала приведу несколько цитат. "Наше дело работать и добиться того, чтобы там (в России - С.Г.) свершились внутренние события... Все условия должны быть жесткими и явно унизительными для этого коммунистического режима. Другими словами, мы должны создавать автоматические гарантии, обеспечивающие, чтобы даже некоммунистический и номинально дружественный к нам режим: а) не имел большой военной мощи; б) в экономическом отношении сильно зависел от внешнего мира; в) не имел серьезной власти над главными национальными меньшинствами; г) не установил ничего похожего на железный занавес". "Как правительство мы не несем ответственности и за внутренние условия в России"... Это - строки из небезызвестного плана Даллеса, определившего политику США в отношении Советского Союза еще в 1948 г. А вот строки из книги "Великая шахматная доска", вышедшей в 1996 г. Ее автор - известный американский политолог З. Бжезинский, чьи слова обычно не сильно расходятся с реальными делами американских спецслужб: "Россия, являвшаяся до недавнего времени созидателем великой территориальной державы и лидером идеологического блока государств-сателлитов, территория которых простиралась до самого центра Европы и даже одно время до Южно-Китайского моря, превратилась в обеспокоенное национальное государство, не имеющее свободного географического доступа к внешнему миру и потенциально уязвимое перед лицом ослабляющих его конфликтов с соседями на западном, южном и восточном флангах". "Сознательно дружественная позиция, занятая Западом, особенно Соединенными Штатами, в отношении нового российского руководства ободрила постсоветских "прозападников" в российском внешнеполитическом истеблишменте. Она усилила его проамериканские настроения и соблазнила членов этого истеблишмента. Новым лидерам льстило быть накоротке с высшими должностными лицами, формулирующими политику единственной в мире сверхдержавы, и они легко впали в заблуждение, что они тоже лидеры сверхдержавы. Когда американцы запустили в оборот лозунг о "зрелом стратегическом партнерстве" между Вашингтоном и Москвой, русским показалось, что этим был благословлен новый демократический американо-российский кондоминиум, пришедший на смену бывшему соперничеству… Проблема с таким подходом заключается в том, что он лишен внешнеполитического и внутриполитического реализма". "…Потеря территорий не является главной проблемой для России. Скорее огромная Россия должна прямо признать и сделать нужные выводы из того факта, что и Европа, и Китай уже являются более могучими в экономическом плане… Децентрализованная Россия была бы не столь восприимчива к призывам объединиться в империю. России, устроенной по принципу свободной конфедерации, в которую вошли бы Европейская часть России, Сибирская республика и Дальневосточная республика, было бы легче развивать более тесные экономические связи"… Об истинном отношении США - ядра мировой капиталистической системы - к России эти цитаты говорят красноречиво. Наивным романтикам перестройки очень хотелось верить в доброго дядю Сэма, который подарит России демократию и поможет "войти в цивилизованный мир", как когда-то Россия помогла США обрести независимость и стать полноправным членом международного сообщества. Однако за широкой улыбкой дяди Сэма таились острые зубы и непомерные аппетиты. Россия стала главной разменной картой американской геополитики. Новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счет России и на обломках России. Практически весь арсенал средств политики разрушения национального суверенитета был использован мировой олигархией и в процессе разрушения СССР, а затем России и стран СНГ. После многочисленных публикаций американских авторов активная роль в этом процессе и непосредственное участие в нем спецслужб уже не является секретом. Целенаправленные и последовательные усилия предпринимали президент Рейган и директор ЦРУ Кейси, а также последующие руководители США и ЦРУ. На смену недальновидности перестроечных романтиков пришло хладнокровное предательство национальных интересов новоявленными демократами. Собственно, они были отобраны и подготовлены тоже при непосредственном участии мировой олигархии. Как правило, для этих целей искали молодых, амбициозных, малообразованных и не вполне зрелых в политическом плане людей, испытывавших по различным причинам комплекс неполноценности. Их приглашали на многочисленные семинары, стажировки и конференции за рубеж за счет различных международных организаций. Там в их головы вбивалась мифология радикально-либеральной доктрины, а в души - чувство собственного превосходства (как носителей "передовых" идей) над соотечественниками. Послушание этих людей поддерживалось и прямым подкупом, и поощрением коррупции. Под давлением своих зарубежных боссов они под видом революционных преобразований приняли очевидно ущербные для национальных интересов страны международные обязательства. В этом смысле беловежские соглашения, меморандум о принятии Россией и другими странами СНГ солидарной ответственности за обслуживание долга бывшего СССР, отказ России от компенсации стоимости оставляемого после вывода войск имущества в Германии и странах Варшавского договора, подписание Энергетической хартии, предусматривающей отказ от национального суверенитета в использовании энергетических ресурсов страны, списание 90% кредитов, предоставленных ранее развивающимся странам, - это и многое другое является неоспоримыми успехами транснационального капитала на пути подчинения нашей страны своим интересам. Российская экономика быстро и успешно загонялась в известные ловушки и тем самым втягивалась в механизмы неэквивалентного внешнеэкономического обмена, правительство брало на себя обязательства, которые вели к быстрой утрате независимости и колонизации страны. И при этом стержневым элементом политики колониального закабаления России все эти годы была ложь. Публично и в официальных документах провозглашались одни цели, а тайно, в соглашениях с зарубежными центрами влияния, имелись в виду и реализовывались на практике совершенно противоположные. Вопреки воле парламента, позиции ученых, требованиям профсоюзов и общественному мнению российское правительство последовательно реализовывало программы Международного валютного фонда. Под покровительством руководителей приватизационного ведомства российский фондовый рынок оказался под контролем странного сообщества иностранных "экспертов", обогащающихся на финансовых спекуляциях благодаря особым отношениям с высокопоставленными чиновниками. В итоге Россия получила, так сказать, отрицательное сальдо баланса финансовых взаимоотношений с внешним миром (-500 млрд долларов), и это говорит о том, что мы не только снабжаем мир дешевым сырьем, но и является финансовым донором. Очевидно, что в новом мировом устройстве России определена роль колонии, за счет которой считающие себя развитыми страны могут утолить сырьевой голод и решить свои экологические проблемы. Эта политика колонизации нашей страны до сих пор поддерживается заинтересованностью правящей олигархии в закреплении своего господствующего положения. Достигается это путем деморализации и сокращения населения, разложения государственной власти, отказа от суверенитета в международной политике, навязывания так называемых международных обязательств в сфере собственных внутренних дел. Для них колонизация России и уничтожение государства - лучшая гарантия сохранения богатств, нажитых незаконными путями.
РОЛЬ ЗАПАДА В ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМАХ
Несколько лет назад то и дело до нас доходили слухи о том, что все наши экономические реформы были срежиссированы на Западе и имеют целью развалить Россию. Теперь об этом говорить перестали - наверное, потому что отчитываться перед Международным валютным фондом правительство перестало. Это свидетельствует о том, что мы освободились от влияния Запада, или о том, что окончательно сдались? В. Харитонов, Самара
- Действительно, Россия в полной мере испытала на себе технологии закабаления методами экономической политики. Наша экономика быстро и успешно была загнана в известные ловушки, втянута в механизмы неэквивалентного внешнеэкономического обмена. Либерализация цен при полном устранении государства от какого бы то ни было регулирования в этой области, навязанная стратегия деиндустриализации и свертывания наукоемких производств одновременно с предложениями кредитов со стороны Международного валютного фонда и целенаправленной работой с молодыми российскими реформаторами втянули страну в ловушку внешних займов. Наряду с огромным внешним долгом, который в конце 90-х достиг 130 млрд долларов и стал самым большим в мире, выросла колоссальная пирамида долга внутреннего, всосавшая в себя 70% всех кредитных ресурсов страны. В первые же годы "реформ" рубль был привязан к доллару, тем самым российская экономика укрепляла выстроенную мировой олигархией финансовую пирамиду, в которой господство Его Величества Доллара основано на самовольном присвоении себе права эмиссии мировой валюты и возможностях американского печатного станка. Фактически вся финансовая система была втянута в режим банкротства, что и подтвердил затем август 1998 г. До этого времени практически прямой контроль мировой олигархии над российской властью трудно было скрыть. Последовательно реализовывались все программы Международного валютного фонда, что ежегодно фиксировалось в составлявшихся его экспертами и переводившихся затем на русский язык так называемых Заявлениях правительства и Центробанка об экономической политике на будущий год. В результате фактической потери суверенитета в денежно-финансовой политике основной функцией российского государства постепенно становилось выколачивание процентных платежей по привлеченным займам в пользу иностранных кредиторов и собственной олигархии. Сегодня наше правительство перестало брать кредиты МВФ, однако обслуживание государственного долга по-прежнему остается приоритетной и самой крупной статьей бюджета. При этом под государственным долгом по-прежнему подразумевается внешний долг, а долг внутренний - долг перед населением своей страны, как и прежде, игнорируется. Страна методично втягивалась в еще одну ловушку - сырьевую специализацию. В конце 90-х удельный вес основных видов топливно-энергетических ресурсов составлял более половины общего объема экспорта страны. Всего сырьевых товаров мы продавали за рубеж ? от общего объема экспорта, а машин и оборудования - только 8-9%. Нас фактически втянули в неэквивалентный внешнеэкономический обмен: экспорт природного сырья, запасы которого ограничены, - импорт товаров народного потребления, машин, оборудования. Тем самым за счет нашей природной ренты финансируются научно-технический прогресс и создание рабочих мест за рубежом. Надо отметить, что все экономические "реформы" были окутаны плотной завесой лжи. К примеру, публично декларировалась защита интересов своих товаропроизводителей, а в реальности правительство предоставляло многочисленные льготы импортерам, проводило убийственную для отечественного производства политику завышенного реального обменного курса рубля. Постоянно мы слышали речи о том, что необходимо поднимать инвестиционную активность, под которые правительство с Центробанком наращивало госдолг и искусственно ограничивало денежную массу - эти действия делали невозможным снижение ставки процента до уровня, доступного для внутренне ориентированных предприятий. Нам говорили о необходимости структурной перестройки экономики и стимулирования научно-технического прогресса, а на деле ассигнования на науку сокращались десятикратно. На фоне острого бюджетного кризиса и сверхбыстрого роста государственного долга по заниженным в десятки раз ценам распродавалось госимущество, а под видом бюджетных займов, сверхдоходных государственных обязательств, льгот по налогообложению для привилегированных коммерческих структур легализовывалось казнокрадство. По настоянию западных экспертов государство последовательно "уходило из экономики", и создавшийся хаос фактически поставил страну под контроль транснационального капитала. Ничего не изменилось и по сей день. До сих пор финансовая наша система работает в антинациональных интересах, способствуя деиндустриализации экономики, разрушению научно-технического и человеческого потенциала. Эти разрушительные процессы дошли сегодня до критического уровня: если позволить им углубляться и дальше, то через 3-5 лет они уже станут необратимыми. Мы окончательно превратимся в колонию, снабжающую передовые страны дешевым сырьем и финансирующую их развитие.