Сергей Глазьев
Благосостояние и справедливость
С точки зрения истребления населения собственной страны, ущерб, нанесенный правлением наших "демократов", наверное, сопоставим с ущербом, нанесенным России Гитлером. Но это мое интуитивное убеждение. А есть ли какие-то факты, подтверждающие его? В. Миронов, Владивосток
- С 1992 г. в России происходит сокращение населения - даже несмотря на приток беженцев и переселенцев из бывших республик СССР. Данные естественного прироста населения позволяют сделать вывод о том, что реформы довели страну до демографической катастрофы. Наблюдается устойчивая тенденция депопуляции - число умерших превышает число родившихся в 1,5-1,7 раза. Общие демографические потери России за десятилетие - с 1992-го по 2002-й г. - оцениваются, по различным данным, в 12 - 16 млн человек. Уровень рождаемости в России один из самых низких в Европе. Несмотря на то что в 2002-м г. в России родилось на 100 тысяч детей больше, чем в 2001-м, коэффициент рождаемости составил 1,2. Это почти вдвое меньше, чем необходимо для простого численного замещения поколений родителей их детьми - для этого нужен коэффициент рождаемости 2,15. При этом показатели смертности в стране - самые высокие в Европе. Катастрофически увеличилась смертность людей в трудоспособном возрасте. Согласно данным "Демографических ежегодников России", в 1990 г. из каждых 100 тысяч россиян умерло 488 человек трудоспособного возраста, в 1994 г . - 840 человек. После этого пика смертность стала снижаться. Однако в последние годы ситуация резко ухудшилась: в 2000 г. число умерших достигло 1540 человек на 100 тысяч трудоспособного населения. Десятки тысяч людей не смогли пережить стрессов от реализации радикальных реформ. И тот факт, что они умерли, например, от инфаркта миокарда или от инсульта, вовсе не слагает с государства ответственности за их смерти. За последнее десятилетие уровень психических заболеваний в России вырос в 11,5 раза. Это, как считают врачи, обусловлено информационными перегрузками, некомфортабельностью жизненных и бытовых условий, политической и экономической нестабильностью. Причем наибольший рост заболеваний психики отмечается среди детей и подростков. И совершенно чудовищен рост самоубийств! Число тех, кто добровольно расстался с жизнью, возросло с 39 тысяч в 1990 г. до 57 тысяч в 2000 г., и среди них около 2 тысяч - детей и подростков. Сейчас в среднем 40 человек из 100 тыс. россиян ежегодно добровольно уходят из жизни. Безусловно, одной из причин участившихся преждевременных смертей стала и криминализация общества. В 2000 г. от рук убийц погибли 41 тыс. человек - почти в 2 раза больше, чем в 1990 г. (21 тыс. человек). Экспансия в Россию наркотических веществ также сокращает жизнь ее граждан. По данным МВД, за десять лет число смертельных исходов в результате употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей - более чем в 40 раз. К числу причин можно отнести и невнимание государства и работодателей к условиям труда и быта людей, ведь за первую пятилетку реформ резко выросла смертность от несчастных случаев, отравлений и травм. В 1994 г., по сравнению с 1990 г., этот показатель увеличился вдвое: с 198 тыс. погибших до 319 тыс. Примечательно, что около 30 тыс. человек ежегодно умирают от отравления фальсифицированной водкой. Но все же главные причины уменьшения численности населения России связаны с резким ухудшением жизненных условий в результате разграбления национального богатства правящей верхушкой, разрушения производительных сил общества. Родители сто раз подумают, прежде чем решиться родить третьего и даже второго ребенка. При этом снижение рождаемости по экономическим причинам усугубляется агрессивной политикой деморализации подростков и молодежи и дискредитации базовых ценностей семьи, которая проводится в том числе и на государственных телеканалах. В общем-то, те же самые причины указаны и в докладах Минздрава РФ и Российской Академии медицинских наук о состоянии здоровья населения: "долговременное массовое накопление неблагоприятных изменений в общественном здоровье населения в сочетании с воздействием хронически высокого уровня стресса; снижение качества жизни в условиях неудовлетворительного состояния социальной сферы и базовой медицины, недоступности высокоэффективных средств лечения для подавляющей части населения; криминализация общества и рост преступности". Другой составляющей процесса депопуляции и вырождения нации является сокращение продолжительности жизни. В 1986-1987 гг. средняя продолжительность жизни в РСФСР составляла около 70,1 года. (64,9 года - у мужчин и 74,5 года - у женщин). Резкое падение этого показателя произошло в первый год радикальной фазы реформ - 1992 г. В 1994 г. средняя продолжительность жизни россиян снизилась почти до 64 лет (57,6 года - у мужчин и 70,5 года - у женщин), причем в 2002 г. она даже не достигла 65 лет. По продолжительности жизни Россия сегодня отстает от экономически развитых стран на 13-15 лет и находится в одном ряду с Монголией, Марокко и Гватемалой. Убыль населения происходит в подавляющем большинстве субъектов РФ. Если в 1990 г. в РСФСР не было ни одной области, где родилось бы менее 10 детей на 1 тыс. человек, то в 2000 г. таких областей было 65. Самый высокий показатель естественной убыли - в Центральной России. Пострадала от реформ и ячейка общества - семья. В 1987 г. в РСФСР в расчете на 1 тыс. человек было заключено 10 браков, в 1992 г. - 7, а в 2000 г. - 6. Одновременно растет количество разводов. Их на 1 тыс. населения в 1985 г. было 4, а в 2001 г. - более 5. При общем снижении рождаемости резко возросло число детей, рожденных вне брака. Если в 1990 г. таких детей родилось 14,6% от общего количества новорожденных, то в 2000 г. - 28%. В РФ появился большой контингент детей, для которых семья не может служить надежным источником питания и заботы. И это тоже можно считать людскими потерями, потому что в дальнейшем дети, выросшие на улице, вряд ли смогут создать полноценную семью, родить и воспитать будущих граждан страны. Таким образом, Вы не ошиблись, интуитивно предполагая, что нынешний правящий режим принес стране столь серьезные потери, что впору говорить о войне "реформаторов" против собственного народа.
КАК ВЕЛИКО РАЗРУШЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА?
Я часто бываю в командировках. Больно смотреть на полуразрушенные корпуса в прошлом успешных предприятий. И это - практически повсеместно! Вы, наверное, тоже их видите - вы ведь тоже часто бываете в командировках… К тому же явно располагаете какой-то обобщающей информацией. Поэтому очень хотелось бы узнать вашу оценку: насколько велики разрушения экономики страны? Д. Перетятько, Ярославская обл.
- Конечно, больно смотреть на зияющие разбитыми окнами производственные корпуса, на выросший вокруг них бурьян. Больно и обидно. Ведь правильно организованный переход к рыночной экономике должен был обеспечить повышение эффективности и расширение производства, что позволило бы не только избежать чрезмерного уровня безработицы в регионах с высокой концентрацией наукоемкой и обрабатывающей промышленности, но и превратить их в локомотивы экономического роста и центры роста занятости. По расчетам Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, в отсутствие каких-либо изменений в 1991-1993 гг. нас ожидала бы депрессия с сокращением производства не более чем на 2%. В случае же научно обоснованного перехода к рынку можно было бы добиться экономического роста с темпом не менее 3% в год. А опыт Китая показывает, что в результате рыночного реформирования реально выйти и на 7-10% роста. Но, к сожалению, в нашей стране переход к рынку не был продуманным и серьезно организованным, а умышленно был спонтанным и хаотичным. Проводившие его реформаторы не преследовали целей подъема экономики и улучшения жизни населения. Именно поэтому они "добились" колоссального спада производства и разрушения имевшегося производственного потенциала. С 1991 г. уровень производства в России сократился вдвое, и сегодня он меньше, чем в любой из стран "семерки", вдвое меньше, чем в Индии и вчетверо меньше, чем в Китае. Наибольшие разрушения произошли в наукоемких отраслях промышленности, в машиностроении, особенно - сельскохозяйственном, а также в легкой промышленности и производстве товаров народного потребления. Там этот показатель снизился во много раз. В упадке находятся как раз те отрасли, которые составляют основу социально ориентированной экономики и потенциала ее подъема, которые способны обеспечить связь роста внутреннего производства и спроса. Даже в отраслях, где новые хозяева получают сверхприбыли за счет присвоения природной ренты, производственные фонды изнашиваются, а производительность труда падает. Если в 1975-1985 гг. в электроэнергетике ежегодно вводились в действие новые производственные фонды в размере 5-6% от существующих, то с началом реформ этот показатель стал быстро снижаться и в 2001 г. опустился до уровня 0,8%. В 1988 г. на одного работника, занятого в нефтедобывающем комплексе, приходилось 4,3 тыс. тонн добытой нефти, а в 1998 г. - 1,05 тыс. тонн. Лишь в последнее время положение немного улучшилось: в 2000-2001 гг. добыто 1,2 тыс. тонн в расчете на одного работника. Из-за пятикратного сокращения производственных инвестиций износ основных фондов превысил 50%, а их активной части - машин и оборудования - 70%. Средний возраст оборудования составляет 18 лет и вдвое превышает соответствующий показатель в развитых странах. Если в 1990 г. производственные мощности позволяли выпускать 264 тыс. тракторов ежегодно, то теперь, по данным Госкомстата, на оставшихся мощностях возможно произвести только 101 тыс. тракторов в год. Если в 1990 г. мы могли производить 443 млн пар обуви ежегодно, то теперь - менее 110 млн пар. Выбытие устаревших производственных мощностей приобретает обвальный характер, многократно превышающий ввод новых. Ситуация в сельскохозяйственном производстве не менее, если не более, драматичная. Основные фонды сельхозпредприятий в РСФСР с 1970 по 1990 гг. выросли в расчете на одного работника с 3,7 до 27,3 тыс. рублей, а в расчете на 100 гектаров сельхозугодий - с 19,3 до 129,8 тыс. рублей. В ходе последней советской пятилетки - с 1985 по 1990 гг. - энергетические мощности в расчете на одного работника возросли с 40,3 лошадиных сил до 50,5. По этим основным показателям советское сельское хозяйство стало одним из самых высокоразвитых в мире. Его материально-техническая база обновлялась даже быстрее, чем в промышленности. Ввод в действие основных фондов (без скота) в 1990 г. составил 7%, а выбытие - 3,3%. В промышленности - 6% и 1,8% соответственно. Но с 1991 г. обновление материально-технической базы сельского хозяйства практически прекратилось, капиталовложения уменьшились, по сравнению с 1990 г., в 35 раз и в последние годы остаются в 25 раз более низкими, чем в 1984 г. В 2000 г. степень износа основных фондов достигла 67,9%. При условии сокращения производства зерна за десятилетие почти вдвое наши земледельцы столкнулись с тем, что выращенное зерно не на чем убирать. В ряде регионов на уборку приезжают иностранцы со своими комбайнами и за свои услуги забирают зерно по заведомо невыгодным для хозяйств ценам. Вот такие нерадостные цифры, к сожалению. И говорят они о том, что у нас осталось очень мало времени, чтобы изменить ситуацию. Если мы не хотим окончательно впасть в зависимость от высокоразвитых стран, нам необходимо немедленно предпринимать кардинальные шаги, которые могут уже в ближайшее время обеспечить экономический рост. Какие шаги? Они изложены в экономической программе народно-патриотических сил, подготовленной с учетом рекомендаций лучших отечественных ученых и производственников-практиков. Но правительство ее упорно игнорирует, потому что является выразителем интересов тех, кому не нужна сильная страна с высокоразвитой экономикой, кого национальные интересы волнуют гораздо менее своих алчных интересов.
СКОЛЬКО ПОТЕРЯЛИ КАПИТАЛА?
Сегодня правительство много говорит о привлечении в российскую экономику западных инвестиций. Премьер вон без конца за границу для этого ездит. А кто-нибудь подсчитал, сколько денег из России увозится? Может, имеет смысл не иностранных инвестиций ждать, а заставить денежки новых русских работать на отечественную экономику? Д. Прокопченко, С-Петербург
Конечно, имеет. По подсчетам наших ученых, в 1993-2001 гг. вывоз капитала российского происхождения составил 277 млрд долл., а ввоз иностранного капитала - только 91,4 млрд долл. При этом Россия выплатила доходов от иностранных инвестиций 87,5 млрд долл. (это дополнительно к вывозу российского капитала). Таким образом, иностранцы работают только на себя, а никак не на Россию. Поэтому как экономист, я глубоко убежден в том, что рассчитывать нам необходимо прежде всего на свои, отечественные инвестиции, а не на иностранные. Только в том случае, если российский капитал перестанет "убегать" за границу и начнет работать на отечественную экономику, можно, наконец, достигнуть стабильного и быстрого экономического роста. Тогда и иностранный капитал пойдет в Россию. Как показывает мировой опыт, международные инвесторы не любят вкладывать деньги в страну, из которой "бежит" ее собственный капитал. Давайте вместе подсчитаем. Согласно данным платежного баланса, в 1993-2001 гг. из России вывезено российского капитала и выплачено доходов от иностранных инвестиций на 365 млрд долларов, причем 181,7 млрд - это утечка капитала, или несанкционированный государством вывоз. Ввезено же иностранного капитала и получено Россией от ее зарубежных инвестиций (в основном это просроченные проценты по кредитам, предоставленным СССР зарубежным странам) всего 128 млрд долл. Получается, что экспорт есть, а выручки, роста иностранных активов - нет. Такой дисбаланс платежных потребностей и ресурсов, связанных с международным движением капитала, свидетельствует о существовании "теневых" схем вывоза капитала, о криминализированности внешнеэкономических связей и о значительных объемах контрабанды. Помимо прямого вывоза капитала в форме прямых и портфельных инвестиций, идет колоссальный несанкционированный вывоз капитала под видом экспорта без возврата валютной выручки. Полученные от реализации продукции деньги всеми правдами и неправдами остаются за границей, а в России они считаются приростом дебиторской задолженности (которая потом не погашается, а списывается либо исчезает вместе с фирмами-однодневками). Страна лишилась более 30 млрд долларов бюджетных доходов только по той причине, что 88 млрд долларов валютной выручки не вернулось в Россию. Кроме того, имеются все основания считать, что импорт услуг, составивший в 1999 г. 12, 5 млрд долларов, в 2000 г. - 17,4 млрд долларов, а в 2001 г. - 21,1 млрд долларов, частично является фиктивным и тоже представляет собой "схему" утечки капитала. Наши предприниматели используют еще ряд схем нелегального вывоза. К примеру, завышаются проценты по привлеченным иностранным кредитам, занижаются экспортные цены и завышаются импортные. По различным оценкам, объемы вывезенного таким образом капитала в совокупности могут составлять несколько миллиардов долларов в год. Цифры эти, как Вы понимаете, известны не только мне. Они хорошо известны и правительству, но правительство закрывает на них глаза. Налоговые органы тоже мало интересуют такие вопросы, как невозврат валютной выручки от экспорта сырья. Ведь они не является органом валютного контроля. Во всяком случае, уголовные дела по фактам невозвращения валютной выручки от экспорта не возбуждаются. Банк России и таможенные органы, которые отвечают за валютный контроль, не собирают налог на прибыль и другие внутренние налоги. Получается, что внешнеэкономические связи страны как дитя у семи нянек: каждая отвечает за свой вид регулирования, а за утечку капитала и неуплату налогов спросить некого. Безусловно, чтобы вернуть деньги в Россию, необходимо понять, почему они из нее "убегают". Говорят, мол, плохой инвестиционный климат. Но это не так. На самом деле налоговое бремя на доходы от капитала у нас ниже, чем в странах Евросоюза и США, хотя совокупные ставки налогов на оплату труда - выше. На мой взгляд, главная причина "бегства" капитала - сомнительность законности его приобретения. Вывозом капитала, как правило, занимаются люди, которые присвоили предприятия или чужие средства (например, вкладчиков банков или участников "пирамид") незаконными путями и которые сомневаются в том, что это имущество можно легализовать в России. Например, если присвоить государственную собственность им удалось с нарушением даже придуманной чубайсовской командой нормативной базы (за взятки или по сговору с соответствующими должностными лицами), всегда сохраняется возможность оспорить результаты "прихватизации" в суде. Поэтому высокорентабельные предприятия теперь используются как "дойные коровы". Руководители присваивают оборотные средства, скрывают прибыль от налогообложения, иногда даже не выплачивают работникам заработную плату - перебрасывают деньги за границу через фирмы-однодневки, потому что понимают: рано или поздно законность восторжествует, придут законные собственники или через суд будет оспорена незаконная приватизация. Ну а поскольку причины "бегства" капитала из России имеют столь глубинный характер, то и меры, препятствующие его дальнейшему вывозу, должны быть соответствующими. Необходимо кардинальное изменение экономической политики государства. Однако сегодняшнее правительство "протащило" с помощью думского большинства свой вариант нового закона о валютном регулировании, который по сути легализует вывоз капитала из страны, создавая при этом препятствия для экспорта российских товаров. По логике вещей, валютное регулирование должно работать так, чтобы спрос на иностранную валюту снижался, а спрос на национальную - повышался. В этой связи целесообразно введение налога на спекулятивные обменные операции валюты, который у нас, к сожалению, решением Государственной Думы недавно отменен. Кроме того, чтобы ограничить вывоз капитала, необходимо вводить не процедуру резервирования средств на 60 дней, как это сделало правительство, а процедуру предварительного декларирования или налогообложение вывоза капитала. Важный вопрос - валютные счета. Когда они вводились, то предполагалось, что будут существовать для того, чтобы обслуживать только внешнеторговую деятельность. Затем ЦБ разрешил открывать их всем, без ограничений. Сделать их менее привлекательными может система государственных гарантий по банковским вкладам, если она не будет распространяться на валютные вклады. И самое главное: во многом проблемы валютного контроля будут сняты в той мере, в которой рубль будет превращаться в международную валюту. Правительство, думающее об общенациональных интересах, должно стремиться к тому, чтобы наши экспортеры начинали работать за рубли, и стимулировать этот процесс. В особенности большой потенциал дедолларизации внешней торговли лежит в сфере торговых отношений в СНГ. Увы, легализуя своим законом вывоз капитала, правительство не предпринимает никаких мер для повышения привлекательности национальной валюты. То есть оно работает в интересах тех, кто "выдаивает" из России ее богатства.
СКОЛЬКО ПОТЕРЯЛИ ДОХОДОВ?
Я инженер. В отличие от многих своих коллег, не подался в торгаши, а так и остался инженером. Ну, не могу я торговать! Но если все эти годы мириться с нищетой как-то удавалось, то теперь дети выросли и встал вопрос о поступлении в вузы. И тут я понял свою несостоятельность. Коллеги, переквалифицировавшиеся в торгашей, говорят, мол, сам виноват - спокойной жизни хотел. Но ведь я не отсиживался, а работал "на полную катушку"! 10-12 лет назад наши демократы так много трубили о том, сколько коммунисты не доплачивали нам. А не подсчитать ли теперь, сколько они за все эти годы не доплатили специалистам, многократно повысив при этом эксплуатацию их труда? Г. Новоселов, Липецк
Могу со всей ответственностью утверждать: нынешняя система экономических отношений привела к тому, что труд стал самым недооцененным фактором производства. Доля оплаты труда в структуре национального дохода в нашей стране в 2 раза ниже общепринятых международных стандартов. В России работник на единицу зарплаты вырабатывает в 4-5 раз больше, чем его коллега в Европе или Америке. То есть труд в нашей стране недооценен в несколько раз! Такой степени эксплуатации наемных работников, очевидно, нет ни в одной из развитых стран. В XXI веке под видом "либеральных реформ" наш народ погрузили в средневековое рабство! Те же, кто занимается спекулятивными операциями или захватил контроль над эксплуатацией наших природных богатств, наоборот, имеют колоссальные доходы, в тысячи раз превышающие доходы квалифицированных специалистов и ведущих ученых. Например, зарплата некоторых руководителей банков, нефтяных компаний составляет десятки, а иногда и сотни тысяч долларов в месяц! Таких зарплат нет ни в одной стране мира (в США самые высокооплачиваемые менеджеры получают около 1 млн.долларов в год). Источники сверхдоходов российских нуворишей - это, как правило, сверхприбыль от эксплуатации природных ресурсов, недоплата за труд наемным работникам, сокрытая от собственников прибыль предприятия либо завышение цен в результате злоупотреблений монопольным положением. В любом случае - не заработок честным путем, а перераспределение в свою пользу чужого дохода. Фактически сказочное обогащение властвующей сегодня в России олигархии достигнуто за счет обеднения большинства населения, чьи права на собственность и доходы были цинично присвоены правящей верхушкой. Обеднение населения привело к исчезновению реального "среднего класса" и образованию нескольких десятков сверхбогатых. Около половины наемных работников имеют зарплату ниже прожиточного минимума, а в бюджетной сфере - основная часть работников. По официальным данным, за чертой бедности живут 37% россиянин. А данные независимых экспертов дают еще более высокую цифру: на доходы ниже величины прожиточного минимума живет половина населения страны. Следует учитывать, что официальная статистика оперирует формально начисленными доходами. Между тем все мы знаем о том, что многомесячные задержки выплат зарплаты и пособий стали распространенным явлением, что сокращает реальные доходы населения еще на 5 - 10%. С учетом этого обстоятельства необходимо скорректировать данные официальной статистики о будто бы начавшемся росте реальных доходов населения. А если принять во внимание еще и рост цен, особенно на оплату жилья и коммунальных услуг, то можно сказать, что почти половина россиян живет на грани или за гранью нищеты. При этом бедность, на которую обрекают людей существующие зарплаты, не связана с их личными качествами или трудовыми усилиями. По данным ВЦИОМ, только 10% бедняков могут повысить свой доход за счет повышения трудовой активности. Особенно страшно, что в число крайне бедных попали семьи с детьми, подавляющее большинство многодетных семей. Из возрастных категорий сильнее всего обеднение сказалось на детях в возрасте от 7 до 15 лет. В 1992 г. за чертой бедности оказалось 45,9% детей 7-15 лет, в 1997 г. эта доля сократилась до 31,2%. Затем обеднение детей опять усилилось и превышает 40%. Опасность представляет и еще одна тенденция - расслоение регионов страны по доходам населения. Если в 1990 г. максимальная разница в среднедушевом доходе между российскими регионами составляла 3,5 раза, то в 1995 г., по данным Госкомстата РФ, она выросла до 14,2 раза, а в 1997 г. - до 16,2 раза. В последние годы этот разрыв несколько сократился, но тем не менее в декабре 2002 г. составил 12,8 раза. К сожалению, при нынешней власти, обслуживающей интересы олигархических структур, рассчитывать на изменение ситуации не стоит - по той простой причине, что чудовищная эксплуатация труда является одним из источников сверхприбылей тех же самых олигархов. Хотя с точки зрения экономики, не доплачивать работникам, да еще в таких огромных масштабах, по меньшей мере, неразумно. От этого снижаются возможности экономического роста, потому что сокращается потребительский спрос и уменьшается объем сбережений граждан, которые являются основным источником инвестиций в экономику страны. От этого проигрывают и хозяева предприятий, потому что низкий потребительский спрос и отсутствие инвестиций не дает развиваться их предприятиям, а также потому, что при столь низкой оплате труда невозможно рассчитывать на добросовестность работников. И тем не менее, наша экономика сегодня построена именно по такой схеме. Почему? Я думаю, для Вас, как и для меня, вывод очевиден: развитие производства не является целью деятельности руководителей России, поскольку их интересы лежат за пределами страны.
СКОЛЬКО ПОТЕРЯЛИ ТОВАРОВ?
Нас когда-то убеждали, что застой (так тогда характеризовали состояние социалистической экономики) - это плохо, что реформы делаются ради того, чтобы оживить производство и, соответственно, улучшить нашу жизнь. И что - оживили? Нет, задушили экономику! Мы все это видим. Только для подтверждения собственной наблюдательности хотелось бы знать конкретные цифры: во сколько раз сократилось производство в различных отраслях, сколько мы потеряли товаров? М. Бугаев, Иркутская обл.
- За пятилетку радикальных "реформ" (1990-1995 гг.) объем промышленного производства и строительства в России сократился более чем вдвое, в том числе в машиностроении - более чем втрое, в легкой промышленности - в 5 раз. В ряде ключевых отраслей, которые определяют современный технологический прогресс и экономический рост (к примеру, в микроэлектронной промышленности, в производстве средств автоматизации и связи, в сельхозмашиностроении и станкостроении), спад производства зафиксирован на уровне десятков раз! Многие перспективные производства вообще перестали существовать, освободив рынок для импортной продукции. В десятки и сотни раз сократилось производство бытовой видео- и электротехники, подавлена импортом и отечественная фармакологическая промышленность. Реформа привела к тяжелейшему кризису сельского хозяйства, где производство продукции сократилось более чем на 40%. Объемы агропромышленного производства не обеспечивают даже минимальную потребность населения в продуктах. В результате страна оказалась в полной зависимости от иностранных производителей продовольствия. Сегодня из-за рубежа завозится до 50% продовольственных товаров. Регресс наблюдается даже в самой рентабельной отрасли - нефтедобывающей. Если в 80-е годы нефтедобывающий комплекс РСФСР производил 550-570 млн тонн нефти в год, то в период реформ объем добычи упал до 303-305 млн тонн, т.е. в 1,8 - 1,9 раза. А производительность труда с 1988 г. по 1998 г. снизилась в 4 раза. В 2000-2002 гг. произошло незначительное улучшение этого показателя, но только за счет повышения цен на нефть на мировом рынке. Добыча угля за годы реформ также резко снизилась - примерно в два раза к уровню 1988 г. С 1999 г., правда, начался прирост добычи. Но все равно в 2001 г. было добыто 269 млн тонн угля - ниже уровня 1960 г., когда было добыто 290 млн тонн. За годы реформ произошла деградация гражданского машиностроения, где производство за 10 лет сократилось более чем в 6 раз. В 6 и более раз сократилось производство различных видов потребительских товаров, а производство ряда важнейших товаров для детей прекращено практически полностью. Таким образом, все разговоры наших "демократов" о том, что экономические реформы призваны повысить эффективность производства и улучшить жизнь людей, оказались на поверку чистым блефом. А причина проста: "реформы" были ориентированы не на развитие производства и повышение благосостояния людей, а на разграбление государственного имущества их организаторами.
СКОЛЬКО ПОТЕРЯЛИ ПОТРЕБЛЯЕМЫХ БЛАГ?
Как-то на заре нашей перестройки в одном журнале приводилась таблица, где сопоставлялись цифры, сколько чего едят американцы и сколько - советские люди. Помню, я тогда воскликнул: "Ну и жрут же они!" При этом я считал, что мы питались очень даже неплохо. Вот бы теперь найти тот журнальчик и ту табличку, да добавить к ней еще одну колоночку: сколько сегодня едят россияне. С. Пушкарев, Вологда
- Даже по официальным отчетам Госкомстата можно увидеть, насколько хуже мы стали питаться за годы так называемых "реформ. В середине 80-х годов Советский Союз, по оценкам ФАО - международной организации в области сельского хозяйства и продовольствия, входил в десятку стран мира с наилучшим питанием. Мы имели основания быть недовольными системой распределения продуктов, но питались сытно и полноценно. Резкое ухудшение питания большинства населения произошло уже в 1992 г. По данным Госкомстата РФ, калорийность продуктов, потребляемых россиянином за сутки, снизилась с 2590 кал. в 1990 г. до 2438 кал. в 1992 г. и до 2200 - в 1996 г. Сократилась доля продуктов, богатых белком, и особенно - животным белком (мясо, рыба, молоко, птица), возросла доля картофеля и круп. Так, в 1995 г., по сравнению с 1991 г., потребление мясопродуктов упало на 28 %, масла - на 37 %, молока и сахара - на 25%. С 1996 г. горожане стали получать менее 55 г белка на человека в день. Сейчас среднестатистический россиянин съедает 43 кг мяса в год, в то время как среднестатистический американец - 120 кг. О чем можно говорить, если в стране официально утвержден минимальный набор продуктов питания, предполагающий… 450 г вареной и 350 г полукопченой колбасы на человека в год! И утверждается, что такое питание может обеспечить физически полноценное существование! Энергетическая ценность дневного рациона 40% населения составляет в среднем 1778 ккал при необходимых для условий России 2237 ккал. Есть мы стали гораздо меньше, а вот расходы на еду возросли. На среднюю номинально начисленную заработную плату в РСФСР в 1990 г. можно было купить 95,9 кг говядины, или 1010 литров молока, или 776,9 кг хлеба пшеничного 1 сорта. В 2000 г. на среднюю месячную зарплату можно было купить 38,6 кг говядины, 302,2 литра молока или 220,4 кг такого же хлеба. На приобретение мясных продуктов в 2001 г. жители России истратили 13,3% своих семейных бюджетов (в 1985 г. - 9,5%), молочных - 6% (в 1985 г. - 5,3%), рыбы - 2,6% (в 1985 г. - 1,7%). Вследствие резкого расслоения по доходам произошел значительный спад потребления ценных продуктов питания среди бедного населения, которое не имеет возможности приобретать даже необходимые для здоровья продукты. Безусловно, люди покупают теперь меньше не только продуктов, но и других товаров, которые также необходимы для нормальной жизни. Важным статистическим показателем уровня жизни является объем товарооборота в розничной торговле и сфере услуг. Так вот, за годы "реформ" наблюдается уменьшение этого показателя. По данным Госкомстата РФ, физический объем оборота розничной торговли в 2000 г. составил 89% от уровня 1990 г. для продовольственных товаров и 95% - для непродовольственных. Самый глубокий спад в торговле пришелся на 1999 г.: в этот год было куплено 75% продуктов питания и 87% непродовольственных товаров от уровня 1990 г. Хочу обратить Ваше внимание на одну "закавыку" в этих цифрах. Они не были бы столь ужасающими, если бы были достаточно стабильными по всем регионам страны. Но нет! По уровню товарооборота между регионами произошло глубокое расслоение. С 1990 по 2000 гг. разница между регионами в розничном товарообороте на душу населения выросла от 3,1 до 24,4 раза, а по объему платных услуг - от 3 до 83,4 раза. Как Вы понимаете, Москва по уровню покупок резко вырвалась вперед - между столицей и остальной частью страны возник недопустимый разрыв. Еще одно важное условие жизни для человека - это возможность получения или приобретения жилья. Проанализировав темпы жилищного строительства, мы увидим его резкий спад: количество построенных за год квартир снизилось почти в 3,5 раза. Если за пятилетку 1986-1990 гг. было введено в действие 343,4 млн кв. метров жилья, то за 1996-2000 гг. - всего 159,7 млн кв. метров, а в 2002 г. - 40,5 млн "жилых квадратных метров". Причем строится в значительной степени так называемое элитное жилье, ориентированное на незначительную, наиболее богатую часть населения. Поэтому нынешние квадратные метры, с точки зрения количества квартир, на них размещенных, неадекватны тем, что сдавались в конце 80-х. Увы, для большинства населения приобрести собственное жилье - нереально. На созданном рынке жилья цены умопомрачительны. Если в 1987 г. двухкомнатная квартира в Москве в среднем стоила сумму, адекватную средней зарплате за три года, а оплата производилась в рассрочку, - то уже в 1994 г. такая же квартира стала стоить 15,2 средней годовой зарплаты. В 1999 г. однокомнатная квартира площадью 40 кв.м стоила сумму, равную средней зарплаты за… 20,6 лет. А в последнее время цены на жилье еще выросли, причем значительно. То есть среднестатистическому гражданину купить квартиру невозможно, как невозможно и получить ее. Ведь в 1990 г. бесплатное жилье получили 1 млн 296 тыс. семей, а в 2002 г. - только 229 тыс. Это только 5% от числа состоявших на учете на получение жилья! А мы все знаем, что в течение последних лет местные органы власти практически не расширяют число очередников, да и сами отчаявшиеся люди уже перестали обращаться по этому поводу. Ведь предоставление бесплатной жилплощади в большинстве регионов России практически прекратилось. Неудивительно, что многим людям не только нечего есть, но и негде жить: в 1993 г. в стране было 3 млн бездомных, а в 1996 г., по данным МВД РФ, - около 4 млн.