ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТАТУСЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕННОГО"

Основными причинами политических преступлений в нашей стране является тотальный кризис, охвативший экономику (падение производства, рост безработицы, падение жизненного уровня, обнищание и люмпенизация значительной части населения), социальную сферу (социальная незащищенность, рост преступности, сращивание криминалитета с государством), кризис власти (потеря доверия к власти со стороны населения, ее неспособность обеспечить реализацию прав и интересов граждан в законном порядоке), мораль (отсутствие общепризнанных моральных ценностей), идеологию (идейный винегрет из фрагментов несовместимых концепций). Уже более 10 лет идет процесс вымирания российского народа.

Мы считаем, что пока не будут преодолены эти проблемы, созданные прово димыми исполнительной властью уже 15 лет реформами, загнанная ими в нищету часть населения (27% по официальным данным, фактически более 50% населения страны) будет вынуждена прибегать к экстремистким методам в попытках выжить.

Поскольку законопроект призван выделить в действующем законодательстве преступления, совершенные по политическим мотивам, позволяя дифференцировать их от общеуголовных преступлений, в самом законопроекте необходимо выделить политический характер самого преступления и особый статус лица, его совершившего.

Мы полагаем, что к числу политических преступлений относятся те запрещенные уголовным законодательством деяния, которые имеют в основе своей политические мотивы и цели, т.е. оказание вляния на органы государственной власти, управления, правосудия и надзора за соблюдением законности, органы местного самоуправления, политические партии, общественные (религиозные) объединения, а также их руководителей, представителей, должностных лиц в связи с принятием ими решений.

Тщательное выяснение в каждом отдельном случае конкретного политического мотива при совершении политических преступлений, цели совершения преступления, а также правильная оценка судом взаимоувязаннрсти, степени соответствия цели и методов и средств ее достижения с учетом степени их общественной опасности не только позволит четко дифференцировать политические преступления по степени их общественной опасности, но и послужит дополнительным источником информации о проблемах, требующих разрешения в законодательном порядке.

При определении меры уголовной ответственности и условий содержания лиц, совершивших преступления политического характера, их виновности, по нашему мнению, необходимо выяснение следующих обстоятельств:

- имелась ли у обвиняемого возможность реализации своих прав и законных интересов без совершения преступления;
- какую унрозу общественной безопасности представляют формы,методы и средства совершения каждого конкретного преступления;
- какие общественные последствия вызвало и может вызвать данное преступление;
- если совершение преступления по политическим мотивам ущемлением прав и законных интересов по причине социальной незащищенности, расовой, национальной, религиозной или идеологической дискриминации, при определении характера и вида ответственности суд должен принять эти обстоятельства во внимание;
- в отношении же идеологической или религиозной принадлежности лица, совершившего преступление, на которые оно ссылается, следует принимать во внимание как качество самой этой идеологии или вероучения, так и степень поддержки и сочувствия к ним в обществе, важно выяснить отношение других членов данной партии,организации, других приверженцев этой идеологии и вероучения к совершению указанного преступления;
- не явилось ли совершение указанного преступления ответом на неправомерные действия должностных лиц,действием или бездействием нарушивших права и законные интересы данного гражданина или той группы лиц, к которой он принадлнжит.

Для разрешения этих вопросов в законодательном порядке крайне важна четкая дифференцияция политических преступлений по степени общественной опасности, по их напоавленности и объектам (т.е. охраняемым государством отношениям) их совершения, наличию потерпевших и другим последствиям их совершения, средствам, методам и способам их осуществления,особенностям субъектов их совершения, формам вины, наличии или отсутствии смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств.

Также следует в законопроекте дифференцировать виды ответственности за совершение противоправных действий экстремистского характера - уголовно правовая ответственность устанавливается только в тех случаях, когда совершенное деяние в силу своей опасности для общества или опасности субъекта совер шившего его значительно выходит за рамки административно правовой или иной ответственности,что должно быть выявлено и обоснованно как в процессе предварительного расследрвания, так и во время судебного разбирательства.

Пристальное внимание государства и общества должно быть привлечено к тем случаям совершения преступлений по политическим мотивам, при которых субъекты, их совершившие, прежде совершения преступления исчерпали все имеющиеся возможности, предоставленные действующим законодательством, защитить, восстановить или реализовать свои права или законные интересы, в особенности жизненно важные, касающиеся возможности самого выживания.

На главную страницу