В.П.ФЕДОРИН. Моя страна. Исторический опыт социализма.
Часть 1-я. Революция.


Очерк 3. Сталинский этап социалистического строительства.

Глава 4. Государственное планирование.

1. Сущность планирования.
Планомерное регулирование общественного производства представляет собой метод управления социалистическим хозяйством и составляет основное содержание хозяйственно-организаторской функции государства. Планирование решает три основные задачи экономики:
1. Что производить - какие товары и услуги необходимы для удовлетворения потребностей общества, в каком количестве они должны быть произведены.
2. Как производить - из каких ресурсов, каким способом можно удовлетворить потребности общества.
3. Зачем производить - для каких целей и кому необходим общественный продукт.

Экономическая наука исходит из двух фундаментальных предпосылок: материальные потребности общества "безграничны и неутолимы", тогда как экономические ресурсы ограничены и редки. Если бы ресурсы не были ограничены, рациональная организация народного хозяйства позволяла бы производить любой товар в неограниченном количестве и все человеческие потребности удовлетворялись бы полностью. Тогда не нужно было бы распределять жизненные продукты, не стало бы товаров, обладающих относительной редкостью, не нужно было бы экономить, и все товары были бы бесплатными, как воздух. Всеобщий труд на пользу общества сделал бы людей равными и свободными.

Это и есть высшая стадия коммунизма, когда каждый будет трудиться по своим способностям, а брать от общества по потребности. А кому на земном шаре этого не хочется ? Преступный мир уже давно живет в этом "царстве". Однако производительные силы, природные ресурсы и технология их использования далеки от совершенства и трудно сказать приближают ли они нас, либо отдаляют от ожидаемого благолепия.

Вот почему социализм ставил себе задачу достижения только разумных потребностей, то есть таких, которые соответствуют сегодняшним "требованиям социалистического образа жизни", исходя из реальных возможностей удовлетворить ими общество. Социалистический образ жизни делил совокупные общественные потребности на три категории: производственные - необходимые для развития народного хозяйства, личные - для индивидуального потребления (пища, одежда, жилье, предметы культурно-бытового назначения и пр.) и социальные - общие потребности, призванные удовлетворять всех членов общества (народное образование, здравоохранение, культура и искусство, общественное питание).

В любом обществе наиболее заметны личные потребности. "Когда со всех сторон мы видим новые требования, - писал Ленин,- мы говорим: это так должно быть, это и есть социализм, когда каждый желает улучшить свое положение, когда все хотят пользоваться благами жизни, когда надежды на расширение благ связывают только с государством и неудовлетворенные личные потребности вызывают недовольство его деятельностью, нетерпение и раздражение".

В социалистической стране различали два уровня потребностей: максимальные, соответствующие возросшим потребностям общества и достижениям науки, техники и культуры, и действительные, сложившиеся в обществе на основе достигнутого уровня производства и являющимися традиционно необходимыми для обеспечения жизненных условий на данный период. (Подчеркиваю, действительные - значит, общедоступные, которые зачастую казались для некоторых людей и социальных групп устаревшими и непотребными, но таковы "издержки" общественного строя).

Максимальные потребности выступали в качестве ориентира дальнейшего развития производства и удовлетворение их могло подождать некоторое время, действительные же - должны были производиться на действующих мощностях экономики. Всегда ли удавалось удовлетворять действительные потребности - вопрос другой.

В капиталистическом рае "общества потребления" проще: потребности там "безмерные и неутолимые", - это политическая основа, означающая, что особенно надеяться не следует, а экономическая основа содержится в законе платежеспособности потребителей - ежели нет возможности удовлетворить всех, взвинчиваются цены и у многих покупателей желание удовлетворить свою потребность отпадает само собой. Прилавки в магазинах полны не потому, что удовлетворен спрос населения, а потому, что у большинства населения нет денег, чтобы купить нужные им товары.

Закон спроса и предложения регулирует потребности общества. Если цены выросли, а доход не изменился, я становлюсь фактически беднее и располагаю меньшей покупательной способностью денег, то, разумеется, начинаю покупать меньшее количество тех или иных продуктов или заменяю их другими, более дешевыми. Проблема удовлетворения "безграничных и неутолимых" потребностей решена: мало денег - мало потребностей.

Товаров всегда не хватает, в том смысле, что каждый никогда не получает всего того, что он хочет иметь. Цена является инструментом для распределения ограниченных ресурсов: она растет, чтобы сократить потребление и расширить производство; она падает, чтобы стимулировать потребление, сократить производство и избавиться от чрезмерных запасов.

В противном случае рыночный механизм блокирован. Недостаток предложения реализуется по принципу: "кто не успел, тот опоздал". Образуются очереди. Неудовлетворенный спрос потворствует спекуляции, образованию черного рынка. И если, по соображениям политического или социального порядка, нельзя повысить цены или быстро увеличить производство дефицитных товаров, то единственным выходом является введение прямого распределения, или карточная система. Тогда покупатели могут рассчитывать на "справедливую" долю ограниченных товаров.

Планирование социалистического производства осуществлялось путем определения соответствия между совокупными потребностями и ограниченными ресурсами - трудовыми и материальными. Если баланс не достигался, то государство устанавливало те общественные потребности, которые должны удовлетворяться в первую очередь в соответствии с политическим курсом и долгосрочными программами. Соответственно определись меры и средства устранения дисбаланса, создавались условия для научного прогноза направлений экономического развития, потребности в ресурсах или изменения экономической политики государства.

Далее плановые органы распределяли ресурсы по отраслям, экономическим районам и предприятиям в таких пропорциях, которые обеспечивали взаимодействие и сбалансированность производственных факторов. И если капиталистическое производство не может заранее учесть ни совокупные потребности, ни производственные возможности, то социалистическая система планирования делала это до начала процесса производства.

Динамическое равновесие и сбалансированность экономики, требует постоянной взаимоувязки и согласованности в народном хозяйстве. Это достигается распределением совокупного общественного труда, рабочей силы, между отраслями производства и предприятиями. Необходимость распределения общественного труда "не может быть уничтожена какой-либо определнной формой общественного производства, - измениться может лишь форма ее проявления" (Маркс).

В капиталистической экономике равновесие достигается механизмом конкуренции и рынка, постепенным приближением: производители стремятся продать больше и по высокой цене, чем намерены покупать потребители; превышение предложения оказывает давление на цену, она снижается пока, наконец, не упадет до уровня равновесия. Образуется целая система проб и ошибок, последовательных приближений к соответствию потребительского спроса предложениям производства. Конкуренция, колебания рыночных цен, стремятся свести количество труда, затраченное на каждый вид товара, к величине общественной платежеспособной потребности в них. зачем же производить, если не покупают. Так рыночные отношения становятся регулятором общественного производства и позволяют обществу решать что производить. В действительности же не все так гладко: фирмы не знают как изменятся вкусы потребителей, а погоня за прибылью ведет к перепроизводству или дефициту тех или иных товаров; производители не могут применять только эффективные методы производства, поэтому издержки производства не снижаются до минимума; деятельность монополий влияет на ценообразование и расточительное расходование ресурсов. В итоге, признают буржуазные экономисты, конкуренция может привести одних людей к чрезмерным доходам, а других к нищите.

В социалистическом хозяйстве регулятором производства и цен выступает плановая система. Ее задача поддерживать пропорциональность между различными видами производства в соответствии с общественными потребностями. Здесь, как и в любом регуляторе, также необходима обратная связь, позволяющая производству постепенно, но неуклонно приспосабливаться к потребностям общества, устранять ошибки планирования.

В принципе, такая обратная связь была, она проявлялась в очередях, постоянном непредсказуемом дефиците, огромных сверхнормативных запасах и вечно недостающих инвестициях, затянутых сроках освоения новых видов продукции и в хроническом отставании ряда производств и так далее. Она возвращалась к тем чиновникам, которые должны были анализировать состояние экономики и принимать властные "разумные" решения. Однако, никакие вычислительные машины и программы системного анализа были неспособны заменить субъективность "природного ума" правителей.

Отсутствие объективного (или стихийного) механизма, позволявшего устранить не только ошибки плановой системы, но и предотвратить вмешательства государственных и партий- ных чиновников, знающих, чего должны хотеть люди, умеющих, как экстрасенсы, определять и общественные потребности, и приоритеты отраслей народного хозяйства, привело к жесткой стабильности экономики, снижению эффективности производства и утрате доверия к плановой системе.

2. Организация планирования.
Уже в январе 1920 года В.И. Ленин поставил вопрос о плане, способном "увлечь массу рабочих и сознательных крестьян великой программой на 10-20 лет". Первые замыслы в области планирования проявились в Плане электрификации России (ГОЭЛРО). Ленин назвал его второй программой партии, планом работ по воссозданию всего народного хозяйства и доведению его до современной техники. С тех пор план стал дорогой в будущее, мерилом общего развития и конкретных достижений, определяющим всю трудовую жизнь советских людей.

План социалистических преобразований должен был показать "как практически осуществить переход от привычного и всем знакомого капитализма к новому, не имеющему устойчивой базы социализму - вот самая трудная задача". "Вся трудность политики и все искусство политики состоит в том, чтобы учесть своеобразные задачи такого перехода" (Ленин).

В феврале 1921 года была образована Государственная Общеплановая комиссия (Госплан). Под руководством известного революционера и ученого, инженера-энергетика Глеба Максимиллиановича Кржижановского здесь стали разрабатывать методы общего планирования народного хозяйства, уже не ограниченного, подобно плану ГОЭЛРО, рамками отдельных отраслей. "Народнохозяйственный план,- считал он, - это не просто план-прогноз-пассивное предвидение завтрашних явлений и процессов, а обоснованное предначертание творческой мысли и воли, учитывающее объективные условия: мобилизуемые ресурсы и факторы, силы классового и внешнеполитического противодействия, революционную энергию и инициативу трудящихся".

Первым шагом была разработка "контрольных цифр" для каждого хозяйственного года (он тогда считался с 1 октября) на 1925/26 год и 1926/27 год. "Контрольные цифры на 1927/28 год" впервые были утверждены в качестве годового плана развития народного хозяйства СССР.

В декабре 1927 года ХV съезд партии сформулировал директивы - целевую задачу по составлению первого пятилетнего плана на 1929-1933 календарные годы. Целевое планирование задач, "сознательно поставленных" перед экономикой, еще не означало взаимоувязку и согласованность экономических ресурсов и потребностей общества. Нужно было лишь с возможной точностью определить необходимое количество трудовых и материальных ресурсов для выполнения целевой задачи, оценить капиталовложения и установить источники инвестиций, согласовать плановые сроки ввода объектов с выпуском промышленной продукции.

Конечно, это была первая попытка столь долгосрочного планирования и было бы смешно надеяться на точное выполнение контрольных цифр. Еще глупее был истеричный визг иностранных и доморощенных историков, провозгласивших "провал первого пятилетнего плана". Cвою задачу план выполнил, создав четкую систему организации взаимодействия огромного хозяйства страны, он стал путеводной звездой многомиллионных усилий народа.

В недрах Госплана зарождались разные методы планирования, отражавшие отнюдь не легкий путь становления плановой экономики в государственном масштабе. Видные экономисты Госплана В.А.Базаров и В.Г.Громан выступали сторонниками "генетического планирования". Будучи знатоками статистических закономерностей, стихийно протекающих хозяйственных процессов, они не допускали волевого воздействия на них. Ускорение темпов развития какой-либо отрасли, по их мнению, нарушало хозяйственное равновесие с другими отраслями, вносило "диспропорцию" в народное хозяйство, предопределяло опасное напряжение сил и растрату ресурсов.

Тот же Базаров утверждал, что мировое хозяйство представляет собой единый и целостный организм, предполагающий непременное разделение труда между индустриальными и аграрными странами, образующими мировой рынок. Индустриализация аграрных стран нарушает установившееся равновесие и неизбежно вызовет хаос на мировом рынке, избыток промышленной продукции приведет к недостатку сырья и продовольствия. Иначе говоря, сложившийся передел мира между империалистическими державами должен был, по Базарову, оставаться неизменным, что явно не стыковалось ни с марксизмом, ни с интересами империалистических держав, ни с мировой экономикой.

Столкновение между целевым и генетическим методами планирования особенно обострилось в вопросе о темпах индустриализации, однако борьба противоречивых мнений заложила фундамент плановой работы, обеспечившей экономический рост Советского Союза.


Основным методом планирования стал балансовый метод, основоположником которого был академик С.Г.Струмилин. Суть его заключалась в сравнении потребностей народного хозяйства для выполнения определенной целевой задачи с имеющимися ресурсами. Баланс основывался на прогрессивных нормах расхода сырья, материалов, продовольствия и сопровождался технико-экономическими расчетами необходимых капиталовложений, себестоимости конечной продукции, полноты использования производственных фондов, рентабельности производства. В конечном счетее определялись потребность в строительстве новых производственных мощностей и сроки их ввода в эксплуатацию, намечались меры по устранению диспропорций в народном хозяйстве.


продолжать чтение
вернуться к содержанию книги
вернуться на главную страницу