В.П.ФЕДОРИН. Моя страна. Исторический опыт социализма.
Часть 1-я. Революция.


Очерк 2. Ленинский этап революции.

Глава 4. Гражданская война.

На VIII съезде в марте 1919 года партия большевиков приняла новую программу, которая направляла действия Российской коммунистической партии до 1961 года, когда на XXII съезде КПСС была принята третья программа.

Программа не назначала сроков построения социализма. Речь шла о замене капиталистических производственных отношений коммунистическими, осуществлении социальной революции, которая "представляет собою конечную цель всей деятельности коммунистической партии, как сознательной выразительницы классового движения пролетариата". Коммунистические производственные отношения выражали общественные интересы пролетариата - рабочего класса, при которых возможно установить для всех равную и справедливую меру труда и распределения общественного продукта и обеспечить благосостояние всех членов общества. "Социальная революция должна уничтожить деление общества на классы и тем положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою."

Путь к этому лежал через замену частной собственности на средства производства общественной, через всемерное повышение производительных сил страны, планомерную организацию общественного производительного процесса, для достижения практической цели - "немедленно и во что бы то ни стало увеличить количество необходимейших для население продуктов". Единственное, чего не выдержит любая социальная система в мире - это существенного понижения жизненного уровня в мирное время или, что необходимо было понимать всем последующим руководителям партии, продолжительного периода отсутствия положительных сдвигов в экономике.

Необходимым условием этой социальной революции является диктатура пролетариата, т.е. власть рабочего класса и беднейшего крестьянства, направляемая Российской коммунистической партией.

Основные задачи диктатуры пролетариата в России программа намечала так:
- довести до конца экспроприацию помещиков и буржуазии, передачу средств производства и обращения в собственность Советской республики;
- закрепить федеративную республику Советов, как более высокую и прогрессивную форму демократии, и как единственный тип государства, соответствующий периоду диктатуры пролетариата;
- использовать союз рабочих и беднейших крестьян для постепенного, но неуклонного перехода к общей обработке земли и крупному социалистическому земледелию;
- всесторонне использовать зажженный в России факел всемирной социалистической революции, парализуя попытки империалистических государств вмешаться во внутренние дела России, и перенести революцию во все страны.

Партия ставила себе задачу "сделать пролетариат способным выполнить свою историческую миссию", т.е. направлять все проявления классовой борьбы рабочего класса и крестьянства, разъяснять и указывать на необходимые условия осуществления социальной революции. И когда интересы пролетариата будут достигнуты, "конечная цель" коммунистической партии будет выполнена. Создав и укрепив власть народа - "высшую форму демократии", партия исчерпает свою необходимость. Важным шагом для перехода от диктатуры пролетариата к власти народа стал призыв коммунистической партии в свои ряды всех слоев трудящегося населения, если они, конечно, переходят на точку зрения пролетариата.

Конкретные задачи Советской власти - пролетарской диктатуры в России, РКП определила следующим образом:

1. В области политической ставилась задача утверждения и закрепления высшего типа демократизма. Органы власти - Советы представляют собой массовую организацию трудящихся, которая создает возможность участия всего населения в политической жизни, в местном и государственном управлении. Участие в работе Советов воспитывает широкие массы трудящихся, включая и эксплуататорские классы, на их собственном опыте. Поэтому лишение политических прав эксплуататорских классов есть временная мера борьбы "с их попытками восстановить свои привилегии".

Социалистический характер пролетарского демократизма состоит в том, определял Ленин, что трудящиеся массы сами устанавливают порядок и сроки проведения выборов, и в любое время могут отозвать выбранных депутатов. Первичной избирательной единицей - основной ячейкой государственного строительства становился не территориальный округ, а хозяйственная, производственная единица (завод, фабрика, сельхозкоммуна), что создавало более тесную связь государственного аппарата - Советов с основными массами трудящихся. Избирательный округ обладал конституционным правом выдвигать кандидатов, заслушивать их отчеты и принимать решения о должностной состоятельности депутатов, устраивать перевыборы.

В стране образовалась широкая сеть местных (сельских, городских) и областных (губернских) Советов, которые объединял Всероссийский съезд Советов. Съезд Советов избирал свой исполнительный орган, действовавший между заседаниями съезда, - Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК), первым председателем которого был Яков Михайлович Свердлов, и Советское правительство, которое возглавлял Владимир Ильич Ленин. В одном органе - Съезде Советов, основную массу которого составляли выбранные представители местных Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, были сосредоточены законодательная и исполнительная формы власти. Делегаты съезда отчитывались перед своими избирателями и были сменяемы по первому требованию, что обеспечивало представительство народных масс, укрепляло ответственность делегатов за представление интересов избирателей.

Была установлена федеральная иерархия советской власти, которая предполагала полнейшую свободу местностей и местного почина в выработке разнообразных форм государственной, общественной и экономической жизни. Общие задачи страны указывала центральная власть, но конкретные местные мероприятия и формы организации определялись на местах, они были неизбежно разнообразными в зависимости от местных природно-климатических условий, национально-культурных традиций, уровня экономического развития. И чем больше будет разнообразия, говорил Ленин, тем вернее и быстрей будет обеспечено социалистическое строительство.

Разумеется, стихия мелкобуржуазной дезорганизованности, которая неизбежно себя проявляет в силу мелкобуржуазного характера страны, не может не наложить своего отпечатка на Советы. Поэтому для борьбы с мелкобуржуазным и бюрократическим проявлениями в Советах необходимо бороться, как считал Ленин, привлекая всех членов Советов к практическому участию в управлении, постепенно вовлекать все трудящееся население поголовно в работу по управлению государством.

"Целью нашей,- говорил он,- является бесплатное выполнение государственных обязанностей каждым трудящимся, после 8-ми часов производительной работы. Переход к этому особенно труден, но только в этом переходе залог окончательного упрочения социализма". Конечно, научиться управлять государством дело не простое, требующее не только организаторских навыков, но и необходимого образования. Говоря, что "каждая кухарка будет управлять государством", Ленин подразумевал возможность этого, доступность образования и культуры для каждого граж- данина.

Только там, где можно научиться ответственности на практике, в вопросах, знакомых большинству людей, где человек в своей деятельности руководствуется пониманием соседа, а не теоретическим знанием человеческих нужд - только там успешно применяется демократия, там рядовой человек может принимать реальное участие в общественных делах, ибо они касаются мира, который ему знаком. Когда же масштаб политических дел становится большим, творческие импульсы отдельного человека неизбежно ослабевают и тогда вступают в силу "теоретические знания" бюрократии. Есть, говорил Ленин, мелкобуржуазная тенденция к превращению членов Советов или в "парламентариев", или в бюрократов (болтунов и чиновников). В этом случае, такая власть перерождается из народной, даже если ее представители выбраны самым демократичным способом, в авторитарно-бюрократическую. "Высшие интересы" заслоняют интересы избирателей, заменяя их интересами правящего меньшинства.

В 1920-21 годах большевики еще не имели большинства в Советах, особенно в деревне, и ставили задачу "завоевать решающее влияние и полное руководство во всех организациях трудящихся". Для усиления руководящей роли партии в Советах стали образовывать фракции коммунистов, а позднее партийные органы стали непосредственно направлять действия Советов.

Неверно, что Советская власть сливалась с властью партии, никто не навязывал Советам решения при проведении в жизнь хозяйственных задач, не выполнял за них огромную организаторскую работу среди масс населения. Здесь Советы проявили гораздо больше инициативы, прозорливости и подлинной народнохозяйственной заботы, чем все дореволюционные органы государственной и местной власти. Вся работа партии с населением шла через Советы.

Но вскоре высокие принципы демократии стали помехой "аппарату государственного управления", нарождающейся советской бюрократии, явно не желавшей уступать "властные местечки", которые давали определённые привилегии уже самим положением. Для "улучшения управления" Советы разделили на периодически сменяемое большинство и функционеров - бессменных руководителей (советских чиновников). Выборы проводились уже в жестко установленные сроки и приняли форму одобрения кандидатур, подобранных партийными органами, исполнительная власть стала выделяться из состава Совета в отдельные комитеты, состоящие якобы из "профессионалов", а трудящиеся массы "поголовно" остались избирателями.

В декабре 1919 года была установлена вертикальная подчиненность Советов. Исполнительные органы взяли верх над собраниями депутатов - реальная власть сконцентрировалась в исполкомах. Высшая форма демократии не устояла против бюрократии.

"Демократия, сама по себе, высшая политическая цель. Но она требуется не для хорошего управления государством, а для защиты и поддержания социального мира и свободы личности. Демократия вовсе не является ни надежной, ни непогрешимой. Часто при авторитарном правлении бывает гораздо больше культурной и духовной свободы." Это написал идеолог "свободного мира" Ф.Хайек в 1943 году. Так, по-видимому, думал И.В.Сталин в 1920-х годах.

2. Претворение демократии в жизнь должно было повысить активность и инициативу трудящихся масс, упростить функции управления и повысить культурный уровень населения. Поэтому общеполитические задачи партии дополнялись задачами в области судебной, национальных и религиозных отношений, просвещения. Советская власть, как власть трудящихся, должна была впервые в мире установить равенство и прав, и возможностей всех граждан независимо от пола, религии, расы и национальности.

Создав единый народный суд, Советская власть упростила его устройство, сделав его доступным. Широкие массы пролетариата и беднейшего крестьянства получили возможность избирать своих представителей в качестве регулярно сменяемых временных судей - народных заседателей. Отменив царские законы, Советы поручили выборным судьям "осуществлять волю пролетариата", на основе декретов Советской власти, а в случае отсутствия таковых "руководствоваться социалистическим правосознанием".

Судебная реформа была продолжением демократизации страны, народный суд стал средством воплощения общественной нравственности - правосознания, которое, в отличие от буржуазного, исходило из интересов общества, на которые мог посягнуть отдельный человек. В Америке, наоборот, - судья, исходит исключительно из "прав" человека, несвязанного с обществом никакими обязательствами. Права "свободного" человека невозможно описать никакими законами, нормами, рамками, ограничивающими его "безграничные" потребности. Поэтому судья единолично разрешает различные правонарушения, руководствуясь своим личным "правосознанием", разрушая остатки представлений общества о нравственности "залогом" денежных сумм. Да и вся "демократическая общественность" больше озабочена положением преступника, "неотъемлемые права" которого нарушаются наказанием. Я думаю, что этим "свободная демократия" больше заботится о себе, поскольку каждый либерал - потенциальный преступник. Однако, только правовое государство, где верховным авторитетом является формальное право и отсутствуют юридические привилегии для отдельных лиц может предохранить от деспотизма власти. Согласно законам права сам факт наличия правила, применяемого всегда, без исключений, гораздо важнее того, в чем это правило состоит. Правило позволяет предсказать поведение людей, а для этого необходимо, чтобы оно применялось всегда - пусть даже в каком-то конкретном случае оно может показаться несправедливым. Совсем неважно, чтобы правила уличного движения были хорошими или плохими, главное - чтобы все поступали одинаково. "Человек свободен, когда обязан повиноваться не людям, а одним лишь законам" (Иммануил Кант). Эта истина останется при любом общественном строе, хотя и недостижима.

В национальном вопросе Российская коммунистическая партия объявила равноправие наций, федеративное объединение государств, организованных по советскому типу, признание за неравноправными нациями и колониями права на государственное отделение.

Партия исходила из убеждения, что отмиранию религиозных предрассудков способствует только сознательная общественно-хозяйственная деятельность. А потому, организация антирелигиозной пропаганды требовала "заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма". К сожалению, торопливость в антирелигиозном перевоспитании населения, которая сопровождалась разрушением и осквернением церквей, почти поголовной ликвидацией "долгогривых", нанесла серьезный вред коммунистической партии. Религиозный фанатизм не только загнали внутрь, но и превратили его в жертву коммунистического режима.

В результате, после разрушения социалистического строя религиозность охватила не только верующее население, но и все слои интеллигенции, правящих "перерожденцев" и преступный мир. Религия стала захватывать армию, школу и телевидение, сливаться с государством. Бывшие коммунисты выстаивают на официальных богослужениях, олицетворяя подсвечники, соблюдают церковные обряды, рекламируют православие в программах партий и движений. Церковь, в свою очередь, "благославляет и освящает" неблаговидные действия властей. Хуже того, религиозная волна наводнила Россию различными сектами и конфессиями (только в Москве в конце 90-х годов было зарегистрировано около 80 конфессий), привела к распространению астрологии, магии и другим проявлениям предрассудка, "которые превращают людей из разумных существ в скотов, препятствуют их свободному суждению и распознанию истины от лжи" (Спиноза).

Все это стало неизбежным последствием разрушения общественного строя, целеутверждающей идеологии и нравственности, потери ориентиров в жизни и уверенности в завтрашнем дне, а главное в своей способности что-либо изменить. "Суевериям всякого рода преданы те люди, которые без меры желают чего-нибудь сомнительного, и обращаются к божественной помощи тогда, когда находятся в опасности и не умеют сами себе помочь. Высшая тайна монархического (можно сказать,и олигархического) правления,- продолжает Бенедикт Спиноза, - и величайший его интерес заключаются в том, чтобы держать людей в обмане, а страх, которым они должны сдерживаться, прикрывать религией, дабы люди за свое порабощение сражались, как за свое благополучие."

3. Программа партии видела в системе народного просвещения "орудие коммунистического перерождения общества". Система состояла из бесплатного и обязательного образования всех детей до 17 лет; сети дошкольных учреждений: ясель, садов для улучшения общественного воспитания детей и "раскрепощения женщин"; широкого привлечения в высшую школу всех желающих учиться; доступности для трудящихся сокровищ искусства и культуры. Ставилась задача организовать подготовку новых кадров учителей, проникнутых идеями коммунизма, ликвидировать неграмотность и развернуть широкую пропаганду коммунистических идей, "используя для этой цели аппарат и средства государственной власти".

Была заложена государственная система "коммунистического перерождения общества", продуктом которой стал я и мои сверстники, целое поколение советских людей, которые и потом, после развала социализма, в основной своей массе, не приняли "воровской режим капиталистической дерьмократии", но и не сумели ему противостоять.

Мои родители лучшие годы своей жизни отдали народному просвещению. Мать, Леонова (Федорина) Антонина Георгиевна, родилась в большой семье ветеринарного фельдшера - мещанина города Ливны Орловской губернии. После окончания гимназии, восьмой класс которой давал право на учительскую работу, она уехала в Днепропетровск, где долго работала заведующей детским домом. Сразу после революции мать возвратилась в Ливны и работала учительницей в сельских школах Ливенского уезда. Она весьма активно участвовала в ликвидации неграмотности среди крестьян окрестных деревень, уделяя этому, отнюдь не легкому делу, все вечера.

В начале 20-х годов ее назначили заведующей отделом народного образования Краснозоренского районного Совета, что значительно увеличило нагрузку. Работа в Совете была бесплатной и не освобождала от основной деятельности. Выйдя замуж за учителя села Орево Федорина Порфирия Георгиевича в 1924 году, мать поселилась в его доме, терпеливо работала в крестьянском хозяйстве, воспитывала четырех детей и учительствовала вместе с мужем.

В 1933 году, после переезда в Курск, она в возрасте 40 лет поступила в Педагогический институт, на вечернее отделение исторического факультета, чтобы глубже "проникнуться идеями коммунизма", работала учителем истории в старших классах и была прекрасным педагогом, - я знаю это сам, ибо я учился у нее. После войны мать работала директором средней женской школы до выхода на пенсию в 1953 году. Она дважды избиралась депутатом Курского городского Совета и продолжала вести большую общественно-политическую работу.

Антонина Георгиевна была беспартийной, прекрасно знала русскую и мировую историю, разбиралась в работах основоположников марксизма - ленинизма, философии материализма, была убежденным сторонником научного коммунизма. Родители оказали глубокое влияние на мое мировоззрение, на отношение к отечеству, к труду, к семье, к обществу, чего в достаточной степени не сумел сделать я. "Коммунистическое перерождение", изменив наше поколение, практически не затронуло следующее.


4. Основным направлением развития экономики, определяющим собой всю хозяйственную политику, партия считала развитие производительных сил страны. Для этого, прежде всего, необходимо создать условия для улучшения жизни "трудовых ресурсов": накормить людей, удовлетворить их бытовые и жилищные условия, обеспечить здравоохранение, образование и техническое обучение населения. Организацию развития производительных сил и эффективного использования ресурсов партия намечала осуществлять путем централизации производства под единым государственным планом. Промышленность должна быть сосредоточена в "наилучших производственных единицах" и объединениях по отраслям, которые смогут быстро выполнять хозяйственные задания "при рациональном и экономном использовании материальных ресурсов страны".

Тем не менее программа не ставила задачу уничтожения мелкой и кустарной промышленности, а наоборот, требовала поддержки ее для выполнения государственных заказов, путем включения таких предприятий в планы снабжения сырьем и топливом, предоставления им финансовой помощи и содействия при желании объединиться в крупные производственные единицы. Так предполагался "безболезненный переход" к машинной индустрии.

В области сельского хозяйства также ставилась задача организации крупного общественного земледелия. Программа партии рекомендовала создание добровольных союзов земледельцев в виде совхозов, товариществ для общественной обработки земли и сельскохозяйственных коммун при содействии государства.

Продолжая политику подавления сопротивления кулачества, опираясь на пролетарские слои деревни, партия стремилась привлечь на сторону рабочего класса средние слои крестьянства путем "практического соглашения с ним, уступая ему в определении способов проведения социалистических преобразований". Иначе говоря, поскольку середняк стал основной производительной силой крестьянства, не считаться с его опытом хозяйствования было нельзя. Боротся с его отсталостью нужно было мерами идейного воздействия, "отнюдь не мерами подавления", а "внимательным отношением к его нуждам".

Для повышения производительности земледельческого труда крестьян партия предложила путь всемерной государственной поддержки. Основными мероприятиями, выполнение которых брало на себя государство, намечались: организация сельскохозяйственной кооперации по переработке продуктов сельского хозяйства, упорядочение землепользования и коренное улучшение (мелиорация) земель, распространение агрономических знаний, включая снабжение крестьян элитными семенами, неорганическими удобрениями и лучшими породами скота, устройство опытных станций и показных полей, широкое снабжение крестьян через пункты проката орудиями производства и предметами хозяйственного обихода и организацию ремонта их в государственных ремонтных мастерских.

После Октябрьской революции мой отец Федорин П.Г. активно включился в организацию Советской власти в родном селе. Получив, по-видимому на фронте, политический заряд, он становится проводником социалистических преобразований крестьянской жизни. Уже в 1917 году Федорин организует в Ореве кооператив - потребительское товарищество по сбыту продукции крестьянских хозяйств и покупке нужных на селе товаров, становится его председателем. Тогда же отец избирается членом Правления Оревского сельского Совета. Беспартийный учитель начал претворять в жизнь программу коммунистической партии на селе.

Будучи инициатором и организатором различных форм кооперации, глубоко понимая крестьянский труд и потребности единоличного хозяйства, отец стремился создать такую инфраструктуру на селе, которая бы способствовала освобождению крестьянина от проблем добывания семян, орудий производства и инвентаря, сбыта земледельческой и животноводческой продукции, ремонта сельхозоборудования. Объединение крестьян он видел в совместной обработке земли, в единой системе агрохимического обслуживания и мелиорации земель. Эти работы и раньше проводила сельская община в этих местах. До коллек- тивизации было еще далеко.

В начале 20-х годов он организует в селе начальное училище, вместо церковно-приходского, и, не оставляя другие обязанности и заботы, вновь возвращается к учительской работе. Отец оставался бессменным членом Правления сельсовета вплоть до 1931 года. Он руководил работой школы, преподавал вместе с матерью все предметы, заботился об учебниках, тетрадях, убеждал и принуждал родителей к обязательному обучению детей. Одновременно он организует и проводит в Ореве (это около сотни дворов) ликвидацию неграмотности. Отец самостоятельно вел свое крестьянское хозяйство, перешедшее к нему по наследству после смерти деда и отделения родственников "на отруба", проявляя большую трудоспособность и хорошие знания земледелия. Он постоянно помогал вести хозяйство жене брата Ивана, погибшего в империалистической войне.


Государственное управление народным хозяйством превратило бюджет страны из источника содержания властных структур в смету доходов и расходов всего народного хозяйства. Источником покрытия государственных расходов программа партии определила прибыль государственных предприятий, прогрессивный подоходный и имущественный налог, который, как представлялось, изживет себя после экспроприации имущих классов.

Проведя национализацию и монополизацию банкового дела, партия стремилась превратить банки из центра господства финансового капитала в "рычаг экономического переворота". Ставилась задача при сохранении денежного обращения преобразовать банк в "центральную бухгалтерию коммунистического общества".

Ставилась, непонятная до конца, но уже навязчивая идея ликвидации рыночных отношений. Ленин предложил даже организовать "правильный и планомерный продуктообмен и полное уничтожение частной торговли" но его идея не вошла в программу. Однако рынок и "правильный продуктообмен" оставались в дальнейшем "антагонистическими противоречиями" в экономической политике партии. Постоянно существуя рядом, чаще в "теневом" виде, они мешали развитию экономики, создавая и расширяя негативные последствия. Никто так и не разъяснил: что означает правильный и планомерный продуктообмен. Видимо подобные идеи возникали, как средство "ускорения" коммунистических отношений, еще не оформившихся в сознании. Торопиться не надо.

Ближайшая задача хозяйственной политики заключалась в обеспечении полной занятости населения - "использовании всей имеющейся в государстве рабочей силы, ее правильного распределения и перераспределения как между различными территориальными областями, так и между отраслями народного хозяйства, "немедленного, широкого и всестороннего использования оставленных в наследство капитализмом специалистов науки и техники, несмотря на то, что они неизбежно пропитаны буржуазным миросозерцанием и навыками. Необходимо ставить буржуазных специалистов в обстановку товарищеского общего труда с массой рядовых рабочих, и тем способствовать взаимному пониманию и сближению работников умственного и физического труда".

Вновь и вновь партия ставила задачу упорной и систематической работы по перевоспитанию масс, укреплению товарищеской дисциплины трудящихся, максимальной самодеятельности, сознания ответственности и строжайшего взаимного контроля над продуктивностью труда, от которых исключительно зависят развитие производительных сил и благосостояние трудящихся.


продолжать чтение
вернуться к содержанию книги
вернуться на главную страницу