В.П.ФЕДОРИН. Моя страна. Исторический опыт социализма.
Часть 2-я. Социализм.


Очерк 7. Великая держава.

Глава 6. Развал советского социализма.

Если перевернулась арба с арбузами,
то это беда, но не катастрофа;
если же сбросили политический режим,
то это катастрофа, но не беда.

Старый анекдот.

3. Катастрофа.
1. В середине 70-х годов, вместе с расцветом нового поколения советских людей, реальные условия жизни и общественное сознание которого уже значительно отличались от бытия строителей первых пятилеток, стали накапливаться социальные противоречия. Сложившийся образ жизни, уровень жизнеобеспечения, производственные и общественные отношения их больше не устраивали, нарастало экономическое и социальное неравенство людей, порожденное новым социалистическим обществом. Длительное пренебрежение интересами отдельного человека, неудовлетворенность людей материальным и общественным положением в стране порождало недовольство общественно-политическим строем и возбуждало демократические настроения.

Общественное бытие определяет общественное сознание. Советское общество строилось из человеческого материала данного историей, в пределах отпущенных историей возможностей. Оно строилось людьми и теми методами, которые достались нам в наследство от прошлых поколений, и диктовались сложившимися обстоятельствами. Отражая в сознании текущее бытие, размышляя о нем и не усматривая в планах государства реализации своих надежд в ближайшее время, люди воссоздавали их в образах прошлого. Человеку вообще легче воспринимать иллюзию, будто все свершается по его желанию и воле, чем осознавать закономерный процесс общественного развития, который направляет судьбу людей. Именно поэтому в народе сохранились и стали утверждаться многие общинно-патриотические и частнособственнические традиции.

Советскому обществу надлежало решить, насколько властные структуры, рожденные в чрезвычайные годы соответствуют уровню экономического, политического и культурного развития великой страны, обладающей организованным населением, массовым образованием, огромным промышленным потенциалом, широкой сетью научных учреждений. Способны ли властные структуры решать специфические проблемы своей страны наряду с насущными задачами современного мира: экологией, нехваткой ресурсов, развитием техники невероятных возможностей, аграрным кризисом, охватывающим быстро увеличивающееся человечество ?

Решения, которые принимались в последние годы не давали ответа на многочисленные вопросы современности. Требовалась новые научные и политические силы для дальнейшего развития социалистических отношений в экономике и обществе, между нациями и социальными группами.

2. Власть, которая не считается с назревшими потребностями общества, неизбежно терпит поражение. Длительная монополия на власть тем более, поскольку в обстановке глубокой пассивности населения она утратила способность улавливать настроения в обществе, изменения общественного сознания и потеряла поддержку активной части народа - молодежи и интеллигенции.

Производственные и социальные отношения нуждались в изменении, но политические, идеологические и социальные институты страны только консервировали их. "Распад общества начинается именно с прекращения эффективной деятельности государственных институтов под воздействием внутренних причин и "действий извне, уменьшаются интеграционные движения и возрастают центробежные, растет беспорядок, прерывается течение промышленных и торговых процессов, а правительство предпринимает неподготовленные и даже нелепые действия", - писал Герберт Спенсер еще в XIX веке.

Усилилось идеологическое наступление Запада на коммунистический мир в форме борьбы за демократию и права человека. Советские руководители не нашли, вернее отказались от коммунистических принципов решения этих проблем и встали на путь предательства - капитализации страны.

Коммунистическая партия собрала в своем партийном аппарате власти идеологические отбросы, разрушившие ее. Горбачев подготовил контрреволюционный переворот сверху, но в среде коммунистов, во всей иерархии партии не нашлось ни одного человека, кто бы смело бы выступил, если не в защиту социализма, то хотя бы в поддержку исторической правды о нем. Социализм сделали козлом отпущения за все зло, обрушившееся на нашу страну в последние десятилетия, за все ошибки политических структур.

3. Социальная революция есть ни что иное, как принуждение общества к коренному изменению образа жизни. Новый общественополитический строй в России возник и укрепился благодаря тому, что "вернул Россию в русло традиционного общества"(П.Милюков). Советское общество было воплощением вековых стремлений страдающего человечества, надеждой на реализацию идеалов лучших его представителей.

Но одно дело - прекрасные идеалы, и другое - реальность. Идеалы побуждают людей на определенные действия, но что получится от этих действий зависит от объективных социальных законов. Людям остается или приспосабливаться к сложившимся условиям жизни или преодолевать влияние закономерностей, если они познаны, искать другие пути и средства для реализации своих идеалов.

Прогресс достигался там и только там, где люди становились на пути потока истории, сопротивлялись стечению обстоятельств. Подчинение же потоку истории в нашу эпоху тянет человечество в пропасть, к деградации. Самые устойчивые и скверные недостатки общества порождаются его лучшими достоинствами, самые большие жестокости делаются во имя гуманных побуждений. Нельзя реализовать в жизни положительный идеал без отрицательных последствий. Таков всесильный закон закон единства и борьбы противоположностей.


Советских людей убедили, что коммунистическое общество автоматически предоставит гражданам все блага, и приучили их терпеливо ждать, когда наступит "светлое будущее" и государство, в лице партийной бюрократии, дарует им обещанные блага. Людям же остается выполнять политическую волю и одобрять лицемерные намерения власти и все "неожиданные" последствия.

Партии следовало бы признать, что никогда не существовало и никогда не будет существовать общество всеобщего благополучия, равенства, свободы и справедливости. Коммунистическое общество не есть исключение. В нем также присутствует неравенство людей, насилие, несправедливость и многое другое, что советская идеология приписывала лишь антагонистическим обществам прошлого. И нужно приложить немало усилий, чтобы устранять одно за другим противоречия в обществе.

Если вернуться к "очередным задачам советской власти", то "своеобразной эпохой или полосой развития" Ленин называл тот период, когда, "чтобы победить капитализм, надо приспособить формы борьбы к своеобразным условиям эпохи". Не прекратить борьбу, а продолжить экспроприацию буржуазии, капиталистов, не политическими или военными средствами, а путем "создания условий, при которых бы не могла ни существовать, ни возникать вновь буржуазия".

Речь шла о социальной революции, замене капиталистических производственных отношений коммунистическими, при которых возможно установить для всех равную и справедливую меру труда и распределения общественного продукта и обеспечить благосостояние всех членов общества. Партия ставила тогда важнейшую на все времена задачу - накормить народ, "немедленно и во что бы то ни стало увеличить количество необходимейших для населения продуктов". Действительно, единственное, чего не выдержит никакая социальная система в мире - существенное понижение жизненного уровня и продолжительноеотсутствие положительных сдвигов в экономике. Социалистическая экономика всегда располагала средствами для решения этой задачи, - не было лишь политической воли. Власть предала свой народ.


Научить народ бороться за коммунистические идеалы, сопротивляться "объективным закономерностям" жизни, включая неумелые действия "диктатуры пролетариата", должна была "высшая форма демократизма" - демократический централизм. Ленин предполагал установить полнейшую свободу различных местностей и "общин государства" в выработке разнообразных форм государственной, общественной и экономической жизни. Общие задачи страны указывала бы центральная власть, но конкретные мероприятия и формы организации должны определяться на местах, в зависимости от местных природно-климатических условий, национально-культурных традиций, уровня экономического развития. И чем больше будет разнообразия, говорил Ленин, тем вернее и быстрей будет обеспечено социалистическое строительство.

"Целью нашей,- говорил он, - является бесплатное выполнение государственных обязанностей каждым трудящимся, после восьми часов производительной работы. Переход к этому особенно труден, но только в этом залог окончательного упрочения социализма". Говоря, что "каждая кухарка будет управлять государством", Ленин подразумевал доступность образования и приобретения организаторских навыков для каждого гражданина. В передаче власти народу видел Ленин конечную цель всей деятельности коммунистической партии, "сознательной выразительницы классового движения пролетариата".

"Верные ленинцы" в самом зародыше придушили "высшую форму демократизма", подменив народную власть "парламентской" формой авторитарной партийной бюрократии. И не сумели распорядиться этой властью. "Сознательная выразительница" не стремилась к конечной цели, стараясь упрочить свою власть.

"Если не издеваться над здравым смыслом и над историей, - писал Ленин, - то нельзя говорить о "чистой демократии", пока существуют различные классы, а можно говорить только о классовой демократии. Государство есть и будет всегда демократией для господствующего класса и диктатурой для остальных слоев общества, независимо от политического строя и формы государственного правления. Демократия состоит не в том, чтобы избирать или быть избранным в представительные органы власти. Демократия заключается в неопосредованном (прямом) практическом участии народа в управлении государством, в определении его политики и проведении этой политики в жизнь".

4. Был ли Советский Союз социалистическим государством? Безусловно ! Однако, если сравнивать идейные предпосылки революции и сложившуюся действительность, нетрудно увидеть исторические отличия. В истории случается, что люди своими действиями уводят себя от цели, которую они намеревались достичь. Рождение и гибель различных исторических формаций - это достаточно сложные процессы, не ограниченные рамками одной страны, где элементы предшествующих и новых структур долго комбинируются в сложных переплетениях отношений. "Творить мировую историю было бы очень удобно, если бы борьба предпринималась только под условием непогрешимо благоприятных шансов. История имела бы мистический характер, если бы случайности не играли никакой роли" (Энгельс). Но теперь в этих комбинациях будут сохраняться коммунистические начала. Вся последующая эволюция общества будет происходить с учетом положительных свойств социалистических новаций, пережитых и освоенных советским обществом. Коммунистический общественный строй не был отклонением от закономерностей исторического развития - это начало нового цикла истории. Возможно, наши потомки со временем придумают новую форму социальной организации, которая будет лучше советской, но все равно она будет соответствовать коммунистическому содержанию.

Русский народ имел мало исторического времени и сил, чтобы воспользоваться плодами своей великой революции, распорядиться своей судьбой наилучшим образом. Русскому национальному характеру и исторической судьбе русского народа коммунистический социальный строй соответствует больше, чем любой другой. Коммунизм не успел проявить свои позитивные стороны. И если мы продержались более семидесяти лет на уровне великих держав мира, то этим мы обязаны коммунизму и коммунистам. За годы советской истории русский народ, народы Советского Союза, получили полное и свободное развитие нации, раскрыли прекрасные качества национальных характеров. Но мы оказались не способны оценить по достоинству и сохранить наше историческое достижение.

Русский народ покрыл себя неувядаемой славой, совершив величайшую в истории революцию и отстояв свою независимость в жестокой войне против фашизма. Народ шел на великие жертвы ради великих идеалов.

Теперь, предав самого себя, русский народ покрыл себя позором на всю последующую историю. Народ как целое стал соучастником исторического преступления. Он предал свое прошлое, предал тех, кто понес ради него неслыханные жертвы, предал своих потомков, предал сотни миллионов людей на планете, смотревших на него как на образец, опору и защиту.

Прав Зиновьев, отказавшись от коммунизма, мы обрекаем себя на историческое забвенье. Навязанный народу образа жизни, не свойственный его характеру, неотвратимо ведет к разрушению народа и его историческойю гибели. Пройдут годы, может быть века, и наши потомки осудят нас как предателей, подлецов, шкурников, холуев, трусов, капитулянтов. И проклянут нас. Это будет справедливо, ибо мы заслуживаем такой суд.


5. Бесплодна попытка выбросить практический социалистический опыт Советского Союза из истории нашего века, но новая политическая система уже сложилась и надежды на то, что она будет эволюционировать в направлении какого-то "чистого" социализма или западного капитализма, напрасны.

Она сложилась на остатках советского чиновничьего бюрократического аппарата, способного удержать власть лишь в стремлении угодить западным хозяевам. Получился, по словам Зиновьева, политический урод, пожирающий накопленные богатства страны и ее природные ресурсы, заботящийся только о самом себе гигантский паразит. В силу объективных социальных законов и стабильных российских факторов он может лишь укрепляться в рамках своей родовой уродливости и, в конце концов, приведет Россию к потере самостоятельности.

Можно ли остановить катастрофу ? Политические силы и организации современной России не соответствуют реальной социальной структуре населения. Исчезло более или менее четкое разделение населения на классы, имевшее место ранее, - исчезла и социальная база для политических партий как представителей интересов определенных социальных категорий граждан. Политические объединения в России стали возникать путем заимствования готовых западных образцов. В них не видно никаких значительных и самостоятельно выстраданных идей и принципов организации: все скороспелое, конъюнктурное, случайное.

Сложилась оппозиция. Слово "оппозиция" употребляется в отношении политических сил, которые не ставят задачу свержения существующего социально - политического строя и замену его другим. Оппозиция создается против каких-то действий правящих сил, основная цель оппозиции - попасть в правящие структуры законным путем и получмть полагающиеся им блага. Какова власть, утверждает Зиновьев, такова и оппозиция. Это процесс внутри правящих кругов, борьба во власти и ради власти.

Политический урод никогда не отдаст власть, он может быть только свергнут. А для этого нужны революционные силы и революционная ситуация, пути для образования которых дает нам наша история. Изучение истории поможет возродить интерес нового поколения к судьбе своей страны. На это и надеюсь, заканчивая свой труд.

Заключение.

Руководящей идеей жизни, моим девизом, всегда оставались известные слова Николая Островского - коммуниста, борца, писателя: "Жизнь дается человеку один раз. И прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за постыдное и подленькое прошлое, и чтобы умирая мог сказать: всю свою жизнь я отдал самому главному, самому важному - борьбе за освобождение человечества!"

Моя жизнь - частица жизни моей страны, с ее достоинством и недостатками, устремлениями и неудачами. Мне повезло родиться в России, русским, в социалистическом государстве и посвятить свою жизнь его укреплению, созданию условий для счастья человечества - свободного расцвета духовных сил человека и устранения забот о хлебе насущном.

Я был счастлив - познал муки творчества, я любил и меня любили, я создал прекрасную семью, вырастил хороших и гордых детей, у меня есть верные друзья, я испытал житейские наслаждения и не слишком много трагедий, никого не предал и никому не изменил, не был богат и не нуждался в деньгах.

Я выполнил свою жизненную задачу и горжусь этим. Но я не смог сохранить свою страну. Поэтому факты о жизни Советского Союза, о его истории - великой и трагической я посвящаю моим внукам. Им строить будущее России.


Съедает время славные дела
И погребает в глубине курганов,
И счастье только в том, что к нам дошла
Молва о подвигах умерших ханов.
И счастье только в том, что слава их
Не знает с нашей памятью разлуки.
Так, слыша весть о подвигах чужих,
Я знаю, о моих услышат внуки.

Лев Гумилев.

Июль 1997 года. Село Ершово, Московская область.


вернуться к содержанию книги
вернуться на главную страницу