В.П.ФЕДОРИН. Моя страна. Исторический опыт социализма.
Часть 2-я. Социализм.
Очерк 7. Великая держава.
Глава 6. Развал советского социализма.
Научно-техническая революция, охватившая индустриально-развитые страны Запада, видоизменяя и совершенствуя орудия труда и рабочую силу, создавала мощные производительные силы. На примере социализма, концепция "общества потребления" провозглашала государственное регулирование экономики, интеграцию производства и широкие социальные программы.
Экономический рост и проблема занятости населения разрешались, не отступая от целевой задачи капитализма - накопления личного богатства, - поощрением любой деятельности, приносящей доход. Основная масса доходов общества была обращена на потребление. Масса высвобождаемого от промышленного производства населения ринулась в коммерцию, производя всевозможные и немыслимые услуги, претендуя на часть дохода "большого бизнеса". Перераспределение общественного труда, "выравнивание" доходов путем расширения потребительского спроса и сферы услуг приводило к повышению жизненного уровня населения.
Производительность труда в экономике принципиально изменила формы человеческой деятельности, способы соединения труда со средствами производства, распределение общественно-необходимого труда. Изменился способ производства жизненных потребностей и образ жизни людей.
Наука подсчитала, что экологический и ресурсный потенциал Земли позволит существовать в режиме "общества потребления" только одному миллиарду человек. В конце ХХ века в 25 развитых странах мира проживало 900 миллионов человек - 15% населения планеты. Они потребляли 75% энергии, 79% ископаемого топлива, 72% cтали и 85% древесины глобального производства на Земле. Возложив на остальное человечество заботу о своем благосостоянии, "золотой миллиард" вступил в постиндустриальную фазу развития капитализма. Целевая задача капитализма настойчиво тащит мир к глобальному господству Америки, как ведущей державы, средствами экспансии, агрессии и террора.
Целевая задача социализма - развитие производительных сил, общественного богатства,- по сути своей совпадает с задачей капитализма. Основу общественного бытия составляет экономика, которая путем общественного разделения труда производит материальные и духовные средства, необходимые для удовлетворения как личных, так и общественных потребностей. Как бы не различались на Земле общественно-экономические формации, какие бы интересы не двигали сообществами людей, - законы экономического развития объективны и неумолимо движут человечество к прогрессу. "Загнивающий" капитализм в погоне за "максимальной прибылью", "развитой" социализм в стремлении к общественному благополучию, оба вынуждены следовать одним законам развития производительных сил, основанным на достижениях человеческих знаний, разрешая свои задачи формированием определенных социально-производственных отношений. И это историческое дело, говорил Маркс, должно выполняться ежедневно и ежечастно, хотя бы для того, чтобы люди могли жить.
Только совершенствуя производственные отношения - форму проявления производительных сил - можно раскрыть и использовать в полной мере само содержание производительных сил, их способность разрешить целевую задачу общественно-экономической формации. Судите сами, капитализм за прошедшие сто лет, в борьбе за выживание, неоднократно "менял свое лицо" от рынка товаров к рынку капитала, от свободной конкуренции к финансовой монополии, от империализма к агрессивному капитализму, от международного рынка и транснациональных корпораций к глобальному рынку и вывозу капитала к ресурсам природы и рабочей силы, от приоритета труда до приоритета денег, от магистральной экономики к либеральной.
Вместе с развитием производительных сил постоянно продвигалась в своем противоречии и экономическая наука, не зацикливаясь на догмах предшественников. От теории денег и цен, Альфреда Маршалла - "равновесия спроса и предложения" к кризисной теории занятости Джона Кейнса, показавшего, что экономика не может быть сбалансированной без воздействия государства средствами экономической политики, и политики дохода (монетаризма) Милтона Фридмэна, утверждавшего, что "только деньги имеют значение".
Советская партийная бюрократия не выполнила исторической задачи, поставленной Социалистической революцией. Годы сталинских пятилеток создали мощный задел промышленности, крупного сельского хозяйства, привели к повышению роли человеческого фактора, ликвидировали безработицу, нищиту и безграмотность, укрепили науку и образование.
Казалось бы, после восстановления народного хозяйства, разрушенного войной, открылись широкие возможности для развития производительных сил на основе достижений науки и техники, повышения образовательного уровня и трудового энтузиазма населения, умеющего терпеть социальные ограничения мобилизационной экономики, что советская управляющая система, партия и экономическая наука сумеют найти верные пути "строительства коммунистического общества".
Но политическая экономия социализма была приспособлена лишь для пропаганды идей "выдающегося мыслителя всех времен и народов", поднявшего "на невиданную высоту" экономическую теорию. Попы "марксистского прихода" могли день и ночь твердить, что "все дороги ведут к коммунизму", как не веди хозяйство - не промахнешься. Они не могли судить правильна или неправильна та или другая экономическая теория, а только о том, согласуется ли она с официальной точкой зрения на "социалистическое строительство, удобна она или нет для созидателей "новых предначертаний".
При Брежневе общественные науки были поглощены концепцией "развитого социализма" с его "пятилеткой эффективности и качества" и "экономной экономикой", при Горбачеве перестройкой и ускорением "с человеческим лицом". Экономическая наука была способна лишь на сотворение методик, преобразующих бездарное ведение народного хозяйства во "внушительные успехи в создании материально-технической базы коммунизма".
Политические руководители, в погоне за Америкой, не могли понять, что мировой прогресс уходит от нас вперед семимильными шагами, что дело не в концепции той или иной формации, а в производительности труда, умении применять законы экономического развития в хозяйственной политике, не могли представить себе неизбежность качественного скачка производительных сил и изменения способа производства. Своими неуклюжими действиями они лишь тормозила развитие экономики и препятствовали повышению народного благосостояния.
"Производительность труда - говорил В.И.Ленин, - это, в конечном счете, самое важное, самое главное, что нужно для победы социалистического строя". Ускорить экономический рост может только человеческий капитал - труд и знания, поскольку материальные ресурсы ограничены, а знания и технический прогресс бесконечны.
Как можно было просмотреть тенденции развития мировой экономики, общечеловеческий прогресс за границей и не заметить тот тупик у себя, под носом, куда привела "стабилизация" экономики в угаре надуманных показателей?
Зачем тогда партия, "вооруженная передовой, революционной теорией"? партийно-государственные чиновники типа Рыжкова и Маслюкова ? академики Абалкины, Петраковы и Аганбегяны, провокаторы типа Шаталина и Явлинского, размечтавшиеся за "500 дней" вскочить на подножку уходящего "общества потребления", различные "демократы и реформаторы" от Гайдара до Грефа, если они не способны понять, что же творится в окружающем нас мире?
Почему, отказавшись от социализма, мы должны в глобальной экономике постиндустриальной эпохи занять место сырьевого придатка "золотого миллиарда" ?
Социально-политический строй в Советском Союзе рухнул не в результате естественно-исторической эволюции, не от старости и дряхлости, писал А.А.Зиновьев, не изжил себя, как утверждает прозападная пропаганда, а был разрушен в самом начале своей зрелости искусственно, усилиями антикоммунистических сил изнутри (сверху) и извне.
1. Политический кризис.
Через 15 лет, в попытке сохраниться в истории хотя бы в роли Герострата, Горбачев заявил: "Целью всей моей жизни было уничтожение коммунизма... Именно для достижения этой цели, я использовал свое положение в партии и стране. Именно поэтому моя жена все время подталкивала меня к тому, чтобы я последовательно занимал все более высокое положение в стране".
Я не верю, что этот лицемер способен на такое признание - скорее это журналистская подтасовка, но суть от этого не меняется. Пророк Мухаммед изрекал: "Лицемера отличают три признака: когда он говорит, то лжет, если обещает - не сдержит слова, если ему довериться - он предаст." Таково истинное лицо Горбачева - порождения партийной бюрократии, тупого и самовлюбленного честолюбца, безвольного исполнителя антикоммунистического заговора, где, по его словам, "особое место занимали Яковлев и Шеварнадзе, "заслуги которых просто неоценимы".
Лицемерие охватило всю партийно-бюрократическую верхушку и государственное чиновничество. Начался продуманный и подготовленный процесс идеологического разложения партийных структур, разжигания национальной вражды, возрождения частнособственнических настроений, разрушения всех форм власти, подменой толковых руководителей бездарными личностями, разложением армии и правоохранительных органов, процесс ускоренного развала народного хозяйства страны и насаждения "гласности" - идеологического развала общественного сознания, образования политического хаоса в стране на волне "демократии". Процесс пошел.
Провозгласив в Конституции 1977 года (пункт 6) право на управление государством, партия представляла все социальные слои и национальные группы советского общества. Однако партия не занимала господствующего положения в стране, поскольку не ограничивала себя рамками определенной социальной сферы - господствующий класс составляла партийно-чиновничья бюрократия.
"Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают" (Ленин).
Руководящий слой, сформировавшийся в нашем обществе, не являлся классом в прямом смысле ленинского определения, но превратился в господствующий класс в силу российской действительности. Этот класс распоряжался общенародной собственностью - средствами производства и ресурсами страны, определял организацию труда и распределение общественного продукта, устанавливал для себя размеры и способ получения "доли общественного богатства".
Каждый, кто занимал какую-либо "руководящую" должность становился функционером государственного партийно-чиновничьего класса, но оставался далек от социального положения и привилегий высшего бюрократического аппарата, равно как и от "богемы" - обладателей социального престижа: многочисленных групп артистов, писателей, общественных деятелей, ученых. Культурная интеллигенция имела лучшее материальное положение и наибольшую известность в силу своей популярности.
Сфера привилегий в верхних и элитных слоях общества постоянно расширялась, доставляя господствующему классу то, что в данный период не хватало всем и сразу, тогда как общество в целом сохраняло всеобщую уравнительность, как принцип организации общественной жизни.
Советский Союз не был государством рабочего класса, так как рабочий класс - пролетариат, в марксистском понимании - исчез вместе с классом капиталистов и частнособственническими отношениями. Новый социалистический класс трудящихся тоже не осуществлял политическую власть - ленинский план демократизации общества оказался забытым. Тем не менее, круг лиц, принимавших решения на партийном, советском или хозяйственном уровне постепенно расширялся, специалисты (технократы) вновь приобрели влияние, выросла сеть активистов, помогавших партии проводит свои решения. Этот слой тоже не занимал господствующего положения.
КПСС оставалась главной структурой, привлекавшей людей к общественной жизни. Партийный билет становился полезным "дополнением" к диплому, способствовал карьере и налагал лишь формальные обязательства на его владельца. За пятнадцать лет - с 1965 по 1980 год число членов партии возросло на 42% (ежегодно в партию вступало до полумиллиона человек).
Численный рост не укрепил партию, она как бы раздвоилась. Ее основная масса была по-прежнему связана с советским народом общественными и национальными нитями и не отличалась ни идеологическими убеждениями, ни стремлением к активным поступкам. Отсутствие чрезвычайных обстоятельств и побудительно-мобилизационных мероприятий превратили боевой отряд в массу обывателей, отбывающих партийную повинность своим молчаливым присутствием на собраниях и "кружках политграмоты".
Другую часть составляли партийные функционеры, занятые, в основном, "хозяйственным управлением", не вмешиваясь в него по существу. Деятельность иерархии партийных чиновников оставалась авторитарной и бюрократической. Они давно оторвались от жизни народа, не понимали сути происходивших явлений. Их не тревожили настроения в обществе, социальные изменения в стране, они изолировали себя от проходивших в мире событий, борьбы идей, захвативших зарубежные коммунистические партии, национально-освободительные и общественные движения.
Партийная идеология просто и доступно объясняла испытания пережитые страной и, по их мнению, в совершенствовании не нуждалась - дорога в коммунизм, по их мнению была чистой и ясной. Да и кому было совершенствовать ? Центральный Комитет и Политбюро утратили свое значение в принятии решений. Их функции перешли к бюрократическим структурам. Двадцать пять секторов Секретариата, многочисленные отделы ЦК, свыше 2-х тысяч партийных чиновников центрального аппарата ведали всеми вопросами политической и хозяйственной жизни страны и ни за что не отвечали.
Власть не допускала свободное выражение мнений, не отвечавшим принятым установкам или идущих с ними в разрез. Все выступления в представительных органах партийных и советских структур (собраниях, конференциях, сессиях, пленумах и съездах) контролировали и направляли инструкторы партийного аппарата. Цензура строго контролировала содержание материалов в средствах массовой информации.
Вокруг конкретных проблем экономики, образования, социального обеспечения, организации труда, среди компетентных лиц иногда проводились дискуссии. Но коллегиальное руководство превратилось не столько в источник выработки оптимальных решений, сколько в место столкновения и лоббирования различных и довольно противоречивых взглядов и интересов групп давления.
Публичных дебатов было мало. Высшая власть оставалась окутанной тайной, политических споров в печати не было. Сохранялся авторитарный принцип отношений между правителями и управляемыми, решения спускались сверху, не предоставляя гражданам возможности влиять на них, что, конечно, создавало среди населения политическую апатию и безразличие.
Было бы ошибкой думать, будто советские люди были абсолютно покорны и не вели никакой социальной борьбы. Наоборот, они постоянно боролись - на работе, дома, в житейском быту. Покой им только снился - они боролись со своим начальством и коллегами, с детьми и родителями, с продавцами, которые их обвешивают, с хулиганами на улицах и т.п. Они не знали "прав человека" - не устраивали демонстраций, не стояли в пикетах, не сидели на рельсах, распространяли обращения и обличающие власть документы. Им некогда было это делать, у них были свои методы борьбы: они писали жалобы, письма и анонимки учреждениям власти, обманывали начальство, воровали, уносили то, что плохо лежало. Боролись всегда против "язв режима" любыми средствами и, разумеется, с мизерными последствиями.
Тем не менее, без чувства подданической преданности (чувства толпы) ни один политический строй не может существовать. Самое существование господствующего класса, монополии власти возможно вследствие определенного настроения и образа мыслей всего общества.
И то же чувство толпы, когла люди теряют способность к собственным суждениям, легко подчиняются трибунам, слепо им верят, не смеют критически относиться к их словам и делам, привело их к Белому дому в 1991 году.
В последние годы стали возникать идеолгические движения протеста, получившие название диссидентства (dissidens -несогласный). Возникшие в годы хрущевской "оттепели", они позже уже не исчезали. Новым символом вспышки дисседенства стал "пикет" на Красной площади в августе 1968 года против ввода советских войск в Чехословакию. Диссидентство получило хождение среди творческой интеллигенции и не приводило к каким-либо общественным волнениям, оно не признавалось в обществе ни оппозицией, ни зародышем политического кризиса.
Власть не стремились вести диалог с диссидентствующей интеллигенцией. В сентябре 1965 года были арестованы и осуждены писатели А.Синявский и Ю.Даниэль за "агитацию и пропаганду, проводимую с целью подрыва или ослабления Советской власти; распространение в тех же целях клеветнических измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй". Начавшиеся политические преследования инакомыслящих вызвали эмиграционную волну интеллигенции, в основном, еврейской.
Основные течения диссидентов представляли три "идеологии" или программы: "подлинный марксизм-ленинизм", представленный Роем и Жоресом Медведевыми, либерализм, в лице трижды Героя Социалистического труда, академика Андрея Дмитриевича Сахарова и "христианская идеология" А.И.Солженицина.
Идея первой программы заключалась в том, что Сталин якобы исказил идеологию марксизма-ленинизма и "возвращение к истокам" позволило бы оздоровить общество; вторая программа ставила своей целью эволюцию к демократии западного типа; третья выдвигала христианские ценности в качестве основы жизни общества, и, следуя традициям славянофилов, подчеркивала специфику России в мировом сообществе.
Будучи явлением очень малочисленным, едва заметным и изолированным в среде советской интеллигенции, диссидентство, под воздействием имени ученого Сахарова и писателя Солженицина получило поддержку за границей. Вопрос о правах человека в Советском Союзе стал международной проблемой, постоянно возникавшей на всех форумах с целью дискредитации международного престижа страны социализма.
Политическая неудовлетворенность в стране проявлялись по-разному. Выражением недовольства с установками партии считались: экологические кампании против загрязнения озера Байкал и поворота сибирских рек в Среднюю Азию; увлечения молодежи западной культурой ("поп" и "рок"- музыкой, модой на джинсы, "в которых выросла вся Америка"); критика экономической политики молодыми "технократами" в журнале "Эко" Института экономики Сибирского отделения Академии наук и песни Владимира Высоцкого, не отвечавшие требованиям по содержанию и манере исполнения.
Все эти проявления скорее отражали возросший уровень общественной культуры, широту интересов человека, доказывали, что "не хлебом единым живет человек" и требовали, по крайней мере, терпимости к различным формам индивидуальности. Реакция партийных органов приводила к недовольству в слоях советской интеллигенции, создавала противоречия между культурой и идеологией.
Нужны были перемены в социальной политике партии, отражавшие изменения в обществе, культуре, социальных мотивах труда, характере самого труда. Если партия, взявшая на себя ответственность за будущее общества, не замечает таких изменений или ее руководящий слой неспособен корректировать идеологические установки, то это сделают за него другие общественные силы.
Сильно уменьшилось международное влияние СССР именно тогда, когда Советский Союз и социализм достигли максимума своей силы. Когда страна была слабой и изолированной, это влияние было достаточно сильным. Тогда внешний мир активно защищался от "заразы" его пропаганды. Теперь Советское государство устаревшими методами защищалось от насаждения "чуждых мыслей".
Даже в социалистических странах Восточной Европы Советский Союз не мог добиться абсолютного авторитета. В Чехословакии, Польше и других странах, претерпевших другое развитие политической жизни, чем Россия, стали подвергать сомнениям социалистическую систему, стремиться к большей самостоятельности. После вооруженного вторжения в Чехословакию выявились разногласия с основными западноевропейскими компартиями, конфликт с Китаем обострился, отношения с Югославией оставались напряженными.
2. Социальные отношения.
Союз Советских Социалистических республик занимал в 1985 году территорию 22 402 тысячи кв.км, в нем проживало 278,7 млн. человек. Почти две трети населения (64,2%) родилось после окончания Отечественной войны в 1946-1985 годах, выросло и воспитано, казалось бы, на достижениях социализма, которые стали заметны многими лишь после его развала. За два десятилетия - с 1965 по 1985 год - в советском обществе произошли глубокие социальные перемены. Городское население страны возросло до 65,6% населения, в народном хозяйстве было занято 51,8%, пенсии получали - 17,1%, стипендии - 2,5% населения, остальные были дети и иждивенцы. Свыше 14,6 млн человек имели высшее образование, 19,3 млн - среднее-специальное.
Более половины занятых в народном хозяйстве составляли женщины. Они трудились не только на вредных производствах и строительстве дорог: в здравоохранении женщины составляли 82% работающих, в торговле и общественном питании - 83%, в народном образовании - 75%, культуре - 74%.
Сущность революции определяется тем, какие социальные отношения станут господствующими в послереволюционном обществе, какие социальные классы, слои, группы потерпели поражение и какие стали господствующими, пришли к фактической власти.
В результате Социалистической революции были ликвидированы классы частных собственников, разрушены феодальные и капиталистические отношения, вся система власти и управления царизма. На месте старого государственного аппарата возник новый, такой же аппарат по сути, но превзошдший прежний как по масштабам, так и по роли в обществе. Русская революция по своей социальной сути была чиновничьей: государственный чиновник становился господином общества, а граждане - государственными служащими. Рабочие и крестьяне, силой и кровью которых свершилась революция, захватили власть, защитили ее в гражданской войне и передали партийно-чиновничьему аппарату государства.
По мере становления нового индустриального способа производства образовался новый класс, класс трудящихся, основанный на общенародной собственности, объединивший государственных служащих - людей, занятых непосредственно физическим и умственным трудом, производящим продукты и услуги с помощью машин и орудий.
Массовое образование народа, начало которому положила Октябрьская социалистическая революция, коренным образом измененило понятие такого общественного слоя как "интеллигенция". Ранее бывшая элитой общества, интеллигенция превратилась в огромную массу людей, профессионально занятых умственным трудом: инженеров, ученых, администраторов, артистов, учителей, политиков. От поколения к поколению все меньше людей работало руками и около трети каждого поколения поднимались вверх по социально-профессиональной лестнице.
Первое поколение советского городского населения (лица родившиеся до 1917 года, вступившие в трудовую жизнь в 30-е годы и овладевшие профессиональным мастерством в 50-е) осуществило индустриализацию страны. Это люди рабочие, они занимались тяжелым физическим трудом, среди них было много крестьян. Даже достигнув вершин своей карьеры они оставались в основной массе рабочими, незыблемо убежденными в правоте социалистических идей и достижений. Они были стержнем производительных сил страны, построивших социализм и отстоявших его в Отечественной войне.
Второе поколение, их сыновья (родившиеся в 30-е годы, начавшие свой трудовой путь в 50-е и достигнувшие своего лучшего профессионального уровня в 70-е годы) получило большие возможности для образования. Человеческий разум, наука, как непосредственная производительная сила, уже стояли рядом с трудом. Усиливая и преобразуя труд, знания стали главным созидателем общественного богатства. Творчеством и трудом этого поколения создавалась мощь и величие Советского Союза.
В третьем поколении, их внуках (родившихся в 50-е годы, начавших активно трудиться в 70-е), интеллектуальным трудом занималось уже в два раза большее количество людей. Это поколение выросло в ином социальном окружении: образование рассматривалось им как способ сделать карьеру, достичь лучшего положения в обществе и материального благополучия. Изменились жизненные цели, обострились устремления к проявлению своей индивидуальности.
Высокий уровень образования порождал активность, самодеятельность молодежи, стали возникать "неформальные объединения" - молодежные группы со своей культурой и контркультурой, профессиональные ассоциации, со своей социальной позицией и требованиями. Работа в сфере материального общественного производства это поколение не удовлетворяла - сказалось влияние нарастающей постиндустриальной цивилизации. Многие устремились в гуманитарные области права, науки и искусства, на чиновничью службу, в общественно-политические и международные структуры, сферу услуг и коммерцию. Резко изменились интересы, мотивация общественного труда.
Обострились карьеристские устремления, все чаще, при стареющем руководстве, на ответственные посты выдвигались "серые", некомпетентные люди, жаждавшие власти. Этому в огромной мере способствовали ставшие наглядными привелегии господствующего класса.
Среди рабочих, 82% которых имели среднее и высшее образование, возрастали пассивные формы неудовлетворенности: низкая производительность труда, безразличие к собственному мастерству, "текучесть", прогулы, растущий алкоголизм.
Коллективное производство обычно не может замечать индивидуальные творческие наклонности, разве только при противоречиях между "трудом и заработком". Ограничение частной трудовой деятельности сдерживало инициативу и создавало обстановку невостребованности личного интеллекта. В этих условиях активно развивалась теневая экономика, нелегальная коммерческая деятельность, "оплачиваемые услуги". Нравственные принципы стали растворяться в угаре "левых" доходов. Общество отторгало устаревшие социально-производственные отношении. Новое поколение не принимало застоявшийся образ жизни.
Нельзя сказать, что партия не замечала социальных изменений. Стараясь направить общественную активность в необходимое русло, партийные руководители пытались придать им официальный характер. Усилилась роль и хозяйственная самостоятельность профсоюзов и комсомола, расширилась сеть комитетов народного контроля и народных дружин по охране порядка, активизировалась деятельность Советов народных депутатов. Партия потеряла контроль над обществом.