В.П.ФЕДОРИН. Моя страна. Исторический опыт социализма.
Часть 2-я. Социализм.
Очерк 5. Шаги прогресса человечества.
Рассказ 2. Реактивное движение.
3. Первый советский спутник.
Идея создания искусственного спутника земли (ИСЗ) получила теоретическое решение в работах Михаила Клавдиевича Тихонравова в 1947-1948 годах, доказавшего практическую возможность создания "ракетного поезда", который в принципе может разогнать некоторый груз до первой космической скорости - 7,9 км/сек, приведенной к поверхности Земли. В 1949 году в работе "Принципы и методы проектирования ракет большой дальности" Сергей Павлович Королев также проанализировал различные варианты многоступенчатых ракет. Для вывода искусственного спутника Земли нужна была как минимум двухступенчатая баллистическая ракета.
26 мая 1954 года С.П.Королев, М.К.Тихонравов и М.В.Келдыш докладывали Совету Министров: "Проводящаяся в настоящее время разработка изделия с конечной скоростью около 7000 м/сек (имели ввиду ракету Р-3 с дальностью 3000 км) позволяет говорить о возможности создания в ближайшие годы искусственного спутника Земли. Путём некоторого уменьшения веса полезного груза можно будет достичь необходимой для спутника конечной скорости 8000 м/сек". Вначале М.К.Тихонравов определял вес спутника в пределах 1000-1400 кг, но к 1956 году достижения приборостроения позволили уложить первый образец ИСЗ в вес немногим более 30 кг. К тому же ускорению работ по созданию первого спутника Земли способствовал дух соревнования между научно-техническим потенциалом Америки и Советского Союза.
29 июля 1955 года президент США Эйзенхауэр обнародовал сообщение о том, что Америка ведет подготовку к запуску искусственного спутника Земли - "Луна Эйзенхауэра", - так окрестили журналисты проект, работы по которому начались в 1946 г. Советские ученые тоже не скрывали своих намерений. Академик Леонид Седов на Шестом конгрессе Международной федерации астронавтов в Копенгагене сказал, что СССР намерен запустить в 1957 году несколько спутников Земли. "Возможно, - говорил он, - наши спутники будут созданы раньше американских и превзойдут их по весу". В журнале "Радио" были опубликованы примерные радиочастоты, на которых будет работать передатчик спутника.
В августе 1955 г. Академия наук СССР разработала программу создания ИСЗ и наметила срок запуска - лето 1957 года. За два года нужно было разработать и изготовить необходимую аппаратуру, источники питания, систему терморегулирования, телеметрическую систему с всенаправленными антеннами и многое другое, уложив все это в установленный вес. М.В.Келдыш говорил: "Каждый килограмм веса научного прибора стоил значительно больше золота, он стоил золотого интеллекта". К работе были привлечены значительные научные силы. В НИИ-1, под руководством Мстислава Всеволодовича были разработаны системы активной ориентации спутника, рассчитан баллистический спуск аппарата с орбиты Земли и доказана его приемлемость для пилотируемого полета.
Понимая, что создание ИСЗ требует высокой организации работ по строгому графику, Королев взял основную нагрузку на свое ОКБ, привлекая лишь небольшую группу разработчиков специальных устройств. Серьёзную работу провели Конструкторские бюро Николая Степановича Лидоренко (источники тока) и Михаила Сергеевича Рязанского - создателя радиоаппаратуры.
В январе 1957 года Сергей Павлович доложил правительству о завершении разработки двух спутников: одного весом 40-50 кг, другого - 1200 кг и начале летных испытаний Р-7, ракетоносителя. 24 июня были утверждены рабочие чертежи первого спутника весом 83,6 кг. 21 августа "семёрка" полетела и через 10 дней Королев приступил к испытаниям спутника вместе с ракетоносителем.
Запуск первого советского искусственного спутника Земли состоялся 4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут московского времени со стартовой площадки Байконур. Это был действительно полет в неизвестность. Никто не знал правильно ли выбрана траектория полета; где, собственно, кончается атмосфера, каковы её границы; пропустит ли ионосфера радиосигналы; выдержит ли герметизация "шарика" космический вакуум, справится ли вентилляция с теплоотводом и пощадят ли метеориты полированный шар.
"Мы работали самозабвенно, не задумываясь о значении своей работы. И только, когда едва отдышавшись после запуска, услышали, как воспринимают этот запуск во всём мире, мы поняли - начался космический век человечества. Старт ИСЗ стал наглядной и убедительной победой научного и технического потенциала Советского Союза, доказательством его миролюбивой политики. Самое грозное из существовавшего тогда оружия - межконтинентальная ракета, способная нести атомный заряд, едва родившись, превратилась в мощнейший инструмент мирной науки. В Америке писали: "Мы не ждали советского спутника, и он произвел на Америку Эйзенхауэра впечатление технического Пирл-Харбора". Американская программа запуска спутника в то время буксовала, американский спутник был запущен в 1958 году ракетой "Юнона-1", созданной в том же году под руководством Вернера фон Брауна.
В дальнейшем искусственные спутники Земли стали надёжным средством для решения различных научно-технических задач. На ИСЗ уже много лет функционируют система дальней космической связи и сеть приёмных станций "Орбита", с использованием ретранслятора "Молния". Через них осуществляется телевидение, радиотелефонная связь. ИСЗ "Метеор" метеорологической системы собирают информацию для службы погоды и других научных исследований. Решаются многие разведовательные и исследовательские задачи.
В 1959 году в Красноярске было образовано Конструкторское бюро КБ-10 под руководством Михаила Фёдоровича Решетнева. КБ-10 позднее разрастается в Научно-производственное об'единение прикладной механики - центр по космическим системам связи и навигации. В нём разрабатывались спутники "Молния", "Горизонт", "Радуга", мощные ретрансляторы телевещания на стационарных орбитах, навигационная космическая система "Глонасс", спутники для геодезических измерений и др. В стране создавалась широкая сеть сбора и передачи полезной информации для нужд народного хозяйства, создавалась новая база для развития телекоммуникаций, систем связи и информации.
4. Вперед в космос.
А Сергей Павлович неуклонно шел к одной из главных научных целей своей жизни - организации полета человека в космос. Уже прорабатывались разные варианты полета: "прыжок" - вертикальный полет за пределы атмосферы на высоту 100-200 км, баллистический полет на 15-20 минут для проверки самочувствия космонавта в в состоянии невесомости. Королев настаивал на орбитальном полете на высоте 200-300 км.
Подчеркну, что все космические программы, которые возглавлял Королев были успешно выполнены, - дело уверенно двигали его инженерный и организаторский талант, его воля и настойчивость, уменье увлечь окружающих и разубедить скептиков. Требовательность Главного конструктора портила нервы многим тогдашним влиятельным лицам и они тоже, как могли, портили ему жизнь.
15 мая 1960 года началась отработка космического корабля в полете. Ракетный корабль "Восток" имел стартовую массу 279 тонн, длину - 38 м, максимальная тяга двигателей первой ступени составляла 408 т. Корабль-спутник "Восток" был третьей ступенью МБР Р-7 и весил 4700 кг. Его спускаемый аппарат имел форму шара, содержал системы, обеспечивающие жизнедеятельность человека, безопасность его полета и возвращение аппарата на Землю. Перед полетом первого человека были испытаны 5 кораблей "Восток", с животными и антропологическими манекенами на борту, последний пятый корабль-спутник с собакой Звездочкой совершил 25 марта 1961 года один оборот вокруг Земли за 1 час 45 минут и благополучно приземлился в заданном районе.
Основным агрегатом корабля "Восток" было кресло, в котором космонавт проводил все время полёта. В кресле размещались запасы пищи, радио и сигнальные средства, надувная лодка, вентилляция, при помощи которой воздух проталкивался через скафандр, унося тепло. При аварийной ситуации на старте специальные двигатели, установленные в кресле, вынесут космонавта из корабля на высоту, достаточную для срабатывания парашютной системы. И хотя система амортизации позволяла кораблю приземляться, предпочтение отдали катапультированию космонавта и приземлению его на парашюте.
С 1960 года подготовка космонавтов велась в Звездном городке в Подмосковье. Центр подготовки возглавлял Николай Петрович Каманин, генерал, прославленный летчик, Герой Советского Союза за спасение челюскинцев, командовавший воздушным корпусом в Отечественную войну.
В Звездном городке были постепенно построены инженерные и учебные корпуса, в которых разместили тренажёры ракетных кораблей, лаборатории для медико-биологической подготовки и бассейн для имитации условий невесомости. Бассейн - это гидролаборатория, где на глубине десятка метров размещались макеты орбитальных станций. Здесь отрабатывались порядок выхода в открытый космос, конструктивные детали наружной части кораблей, обеспечивающие работу в открытом космосе (расположение поручней, вспомогательных площадок и другого оборудования корабля).
В медико-биологическом корпусе располагалась уникальная центрифуга, позволявшая создавать разнонаправленные перегрузки на человека, при одновременном изменении состава воздуха, температуры, влажности, давлений, возможных в условиях космического полета. Подготовка космонавтов для работы в открытом космическом пространстве осуществлялась в барокамерах, обеспечивающих глубокий вакуум. В сурдокамере -"комнате тишины" исследовались психологические способности каждого космонавта в условиях полного одиночества и изоляции от внешней среды, а также психологическая совместимость членов экипажа при групповых полетах.
В отдельном корпусе размещались тренажёры космических кораблей "Восток", "Восход","Союз", полноразмерный макет орбитальной станции "Салют", тренажёры для отработки элементов сближения и стыковки космических объектов в полете и тренировки навыков ручного управления системами кораблей и станций. Важным и обязательным этапом подготовки к полету оставалась летная и парашютная подготовка.
Космонавтам изучали теорию космического полета, основы небесной механики, ракетной техники, устройство космического корабля и его систем жизнеобеспечения, ориентации, управления. Не менее серьёзной была научно-техническая подготовка. Они изучали астрономию, геофизику, что позволяло им в полете обнаруживать зарождающиеся бури, тайфуны, находить потухшие кратеры вулканов, уточнять географические очертания земного ландшафта, границы ледников, линии подземных разломов, ориентировку волн в океане. Все космонавты получили высшее образование, многие из них стали докторами и кандидатами наук.
В 1960 году отряд космонавтов насчитывал 20 человек. Для подготовки к первому полету была выделена группа из шести человек, которые к январю 1961 года закончили подготовку, сдали экзамены и были допущены к полету. Почему же для первого полета предложен именно Гагарин ? Как считал первый начальник Центра подготовки космонавтов Е.А.Карпов: "Для первого полёта нужен был человек - пример, в личности которого открыто бы проявилось максимальное количество положительных качеств: беззаветный патриотизм и непреклонная вера в успех полёта, отличное здоровье, гибкость ума и любознательность, смелость, решительность и неистощимый оптимизм, аккуратность, трудолюбие, выдержка, скромность и простота, личное обаяние, человеческая доброта и способность сохранять эти качества в любых условиях, особенно в послеполётной известности." Позднее, много раз досужие писаки ставили под сомнения эти качества Гагарина. Они не могли представить себе сочетание таких качеств в одном простом советском парне, которых они не могли видеть в своем окружении, и старательно навязывали небылицы о его жизненных историях и причинах трагической смерти.
Я неоднократно с ним встречался, был покорен его обаянием и убежден: выбор был сделан правильно! Юрий Гагарин подкупал всех своей доброжелательностью, какой-то распахнутостью, природным чувством такта, талантом держать себя просто, но с достоинством в разной обстановке и разными людьми.
Полет планировался на один виток. Коррекция орбиты корабля -спутника "Восток" не предусматривалась, что накладывало особую ответственность на баллистиков за выбор оптимальной траектории полета на отечественных вычислительных машинах БЭСМ-6.
Для возвращения на Землю предполагалось использовать как автоматическую, так и ручную систему управления кораблем с аэродинамическим торможением парашютом. Была предусмотрена даже защита от возможного нарушения психики космонавта, исключавшая при этом ручное управление кораблем.
Управление полетом осуществлялось с командно-измерительного пункта в Подлипках (в 1970 году он был преобразован в Центр управления полетами - ЦУП). ЦУП проводил измерение параметров орбиты корабля, принимал и обрабатывал телеметрическую информацию о работе бортовых систем и состоянии космонавта, поддерживал двухстороннюю радиосвязь и получал телевизионные изображения. Станции слежения, Крыму и на Камчатке, обеспечивали "зону видимости" по всей территории Советского Союза. За территорией страны станции слежения располагались на научных кораблях в Атлантическом океане.
Итак, говорил Герман Степанович Титов: "Государственная комиссия поручила первый полет человеку, чьи воля и энергия, трудолюбие и душевная щедрость, собранность и высокое чувство долга могли служить лучшим образцом для тех, кто мечтает служить Родине, науке, людям." Возглавлял Государственную комиссию Константин Николаевич Руднев - Заместитель Председателя Совета Министров СССР - Председатель Государственного комитета по науке и технике.
12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут московского времени с космодрома Байконур отправился в космос первый человек Земли, гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. В 10 часов 55 минут "Восток", облетев земной шар, благополучно спустился на вспаханное поле на левом берегу Волги недалеко от г. Энгельса.
"Восток-2" с космонавтом Германом Степановичем Титовым запускался с целью исследования влияний, которые могут оказывать на организм человека невесомость, радиация и другие космические факторы при длительном, в течение суток, полете; необходимо было проверить системы жизнеобеспечения и взаимодействия космонавта с кораблем в управляемом полете. Эти исследования продолжались в многосуточных полетах Валерия Быковского и Валентины Терешковой. Полет женщины был необходим, чтобы проверить реакцию человека не профессионала, подготовленного к работе в условиях длительных перегрузок, вибрации, шума, тесного пространства и искусственной атмосферы, проверить возможность пребывания в космосе людей здоровых, но обычных, земных профессий, конечно. тренированных.
Многолетняя практика показала нормальную адаптацию космонавтов к условиям полета. Хуже с невесомостью. Медицина доказала, что люди, организм которых сформировался под воздействием силы тяжести, по-разному переносят невесомость. Как правило, у всех заметно снижается работоспособность и внимание. Одни довольно быстро, в течение первых суток, приспосабливаются к состоянию невесомости, и координация движений у них вырабатывается за несколько часов. Другие приспосабливаются долго, с большим трудом, или вообще не переносят невесомость. Устойчивость организма к невесомости достигается тренировкой на тренажёрах. Тем не менее, при длительных полетах мышцы, скелет и все органы тела человека претерпевают изменения. Для снижения нарушений в организме на орбитальных станциях применяют нагрузочные костюмы, спортивные снаряды. Было бы хорошо создать искусственную силу тяжести, хотя бы 0,3 земной, но это уже задача других поколений.
Закончился первый этап освоения космоса человеком. Исчерпал свои возможности и космический корабль "Восток". Новый корабль "Восход" отличался вместимостью для трех человек, большим комфортом - космонавты в кабине работали без скафандров. Впервые осуществлялась "мягкая посадка" корабля - приземление с нулевой скоростью, в корабле уже не было катапультных устройств. При посадке, в плотных слоях атмосферы, срабатывал парашют, а затем, у поверхности земли, включались пороховые двигатели, гасившие скорость корабля. 12 октября 1964 года "Восход" испытали в суточном полёте инженер-полковник Владимир Михайлович Комаров, ведущий конструктор ОКБ-1 Константин Петрович Феоктистов и врач Борис Борисович Егоров.
В корабль "Восход-2" снова вносились существенные изменения - образована шлюзовая камера. Космонавт в специальном скафандре мог покинуть корабль и работать непосредственно в космической бездне. "Страшно в этой бездне, ничем не ограниченной, без родных предметов вокруг. Нет под ногами земли, нет и земного неба..." - писал Константин Эдуардович Циолковский. При подготовке к старту и выходу человека в открытый космос было проведено более 4 тысяч испытаний различных систем и агрегатов, а подготовка эксперимента заняла больше времени, чем отработка предполетной программы Гагарина.
18 марта 1965 года на экранах телевизоров миллионы людей увидели, как космонавт Алексей Архипович Леонов на высоте 500 км вышел из шлюзового устройства корабля "Восход-2" в открытый космос и поплыл вслед за кораблем со скоростью 28 тысяч км/час. Впервые человек оказался в полном вакууме без защиты стен корабля и получил полную свободу движений в невесомости. Алексей Леонов пробыл в открытом космосе всего 12 минут - позднее, в 1982 году, Анатолий Березовой и Валентин Лебедев облетели вокруг планеты за два с половиной часа "на подножке вагона".
При посадке корабля "Восход-2" на Землю не прошла команда на тормозную двигательную установку и командиру корабля Павлу Ивановичу Беляеву пришлось совершить посадку, используя ручное управление. Беляев сориентировал корабль, включил тормозную установку и благополучно приземлил корабль на деревья в лесу под Перьмью.
Программа освоения космического пространства шаг за шагом упорно продвигалась вперёд. "Вряд ли есть смысл,- думал Королев, - такие дорогостоящие системы, как космические корабли, запускать на несколько суток в космос. Наверное, надо запускать на орбиту и оставлять их там на весьма длительное время. А снабжение этих кораблей всем необходимым, а также доставку и смену экипажа, производить при посредстве упрощенных типов аппаратов, которые можно подстыковывать к кораблям на орбите." Началась отработка систем стыковки и шлюзования для перехода космонавтов из одного корабля в другой без скафандров.
5. Луна - наш спутник.
Работы по изучению Луны, конструированию станций для нее, организации полетов, непосредственно связаны с именем Королева. Его программа освоения Луны предусматривала глубокую проработку условий полета и пребывания космонавта на поверхности Луны, для чего предполагалось использование автоматических аппаратов, и создание мощной ракеты для облета Луны.
Первый космический аппарат "Луна-1" был направлен в сторону Луны 2 января 1959 года. Выйдя за пределы земного пространства, он проложил первую трассу в глубину Вселенной. Чтобы преодолеть притяжение Земли, лунному аппарату необходимо развить вторую космическую скорость порядка 11,19 км/сек, с которой он будет двигаться дальше по параболической орбите. С этой целью на вторую ступень ракеты - носителя Р-7 устанавливался четырехкамерный двигатель РД-107 В.П.Глушко, развивавший тягу в пустоте (вне пределов атмосферы) - 96 тонн на жидком кислороде и керосине. Лунный аппарат разгонялся второй ступенью ракеты до необходимой скорости и, после ее отделения, двигался по инерции по расчётной траектории. Схема полета существенно изменяла систему управления, которая надлежало обеспечить исключительную "послушность" ракеты в течение всего полета с момента старта. Ведь ошибка в скорости только на один метр в секунду отклоняла точку встречи с Луной на 250 км, а задержка старта на 10 секунд давала 200 км отклонения.
Космический аппарат "Луна-2", запущенный 14 сентября 1959 года доставил на поверхность Луны вымпел с гербом СССР, "Луна-3" сфотографировала невидимую часть Луны с расстояния 60 тысяч км. Впервые была осуществлена телевизионная передача изображений на сотни тысяч километров, доставившая много интересных и важных сведений о Луне: магнитное поле вблизи Луны отсутствует, нет радиационного пояса и заряженных частиц, выявлено 498 лунных образований - гор, кратеров, "морей", в том числе 400 невидимых с Земли.
"Луна-4" и последующие лунные аппараты работали по более сложной схеме. Отсутствие мощного ракетоносителя вынуждало Королева искать другие способы для достижения цели. Ракета - носитель выводила автоматическую межпланетную станцию на орбиту спутника Земли, а затем, с орбиты Земли, межпланетная станция стартовала к Луне, набирая вторую космическую скорость.
Триумфом идей Королева стала автоматическая межпланетная станция "Луна-9" (массой 100 кг). Доставленная ракетоносителем "Протон," 3 февраля 1966 года (после смерти Королева) станция совершила мягкую посадку на лунную поверхность в районе Океана Бурь. Станция передала телевизионное изображение поверхности Луны, позволявшее различать детали рельефа размером 1-2 мм, чем доказала отсутствие на поверхности глубокого слоя пыли.
3 апреля 1966 года "Луна-10" стала первым искусственным спутником Луны. Установленная на ней аппаратура собирала ценные сведения об окололунном пространстве и передавала их на Землю. Все радиостанции мира принимали мелодию гимна коммунистов "Интернационал", который передавался с борта станции "Луна-10".
С 1964 года работы по созданию аппарата мягкой посадки на Луну и межпланетных станций для исследования Венеры и Марса передаются в ОКБ имени С.А.Лавочкина, его возглавил Георгий Николаевич Бабакин. Освоение Луны выделялось в отдельную область науки.
Для облета Луны решено было использовать ракетоноситель Владимира Николаевича Челомея. "Протон" должен был вывести пилотируемый корабль "Зонд" (7К-Л1, конструкции ОКБ-1) по схеме Королева на орбиту спутника Земли, затем стартовал "Зонд" посредством второй ступени Р-7 и выводил лунный корабль Л1 на орбиту Луны. 15 сентября 1968 года корабль "Зонд-5", а потом "Зонд-6" облетели Луну с черепахами на борту и возвратились на Землю.
Космонавт Павел Беляев готовился к пилотируемому облету Луны, но старт, намеченный на 9 декабря 1968 года, отменен из-за опасений за жизнь космонавта. Дальнейшее исследование Луны продолжалось с помощью автоматов.
24 сентября 1970 г. "Луна-16" доставляет на Землю пробу грунта из Моря Изобилия, 17 ноября "Луноход-1" "ударяет автопробегом по бездорожью" лунной поверхности. Затем были "Луноход-2" и другие автоматы. Последний космический аппарат "Луна-24" взял пробу грунта в Море Кризисов и 19 августа 1976 года стартовал к Земле. После него никто уж не тревожил "многовековую лунную пыль".
Что же американцы ? 27 октября 1961 г. закончены испытания ракеты "Сатурн-1". 20 февраля 1962 года американский астронавт Джон Глен на корабле "Меркурий-6" повторяет полет Юрия Гагарина, совершив три витка вокруг Земли.
9 ноября 1967 года стартует новая мощная ракета "Сатурн-5", ставшая ракетоносителем лунной программы Соединённых штатов. Вернер фон Браун применил давно освоенные им компоненты топлива: жидкие кислород и водород, получив возможность при стартовом весе 2800 тонн вынести 130 тонн полезного груза. Феноменальный успех.
16 июля 1969 года эта ракета вынесла корабль "Аполлон-11" с астронавтами Н.Армстронгом, М.Коллинзом и Э.Олдрином к Луне. 21 июля 1969 года, оставив на окололунной орбите модуль корабля с астронавтом Майклом Коллинзом, посадочный модуль опустился на поверхность Луны. Первый человек Земли Нил Армстронг, вступил на поверхность Луны, заявив: "Это небольшой шаг для человека, но огромный скачок для Человечества". Он оставил на Луне силиконовую капсулу с приветствием потомкам на 74 языках. Пройдя около 100 метров по лунной поверхности, астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин, через 2,5 часа пребывания на Луне вернулись на корабль, взлетели и пристыковались к орбитальному модулю. 24 июля 1969 г. астронавты возвратились на Землю.
Затем состоялись полеты: "Аполлон-12" 14 ноября 1969 года прилуняется в районе Океана Бурь; "Аполлон-13" вернулся на Землю 13 апреля 1970 года, отказавшись от посадки на Лунную поверхность из-за взрыва кислородного баллона; через 9 месяцев астронавты "Аполлона-14" Алан Шепард и Эдгар Митчел заблудились на склонах кратера Фра Мауро и едва успели вернуться на корабль практически без кислорода в скафандрах. Вернувшись на Землю астронавты сразу подали в отставку, не поведав миру, что же произошло и как им удалось спастись.
В августе 1971 года астронавты "Аполлона-15" прокатились по лунной поверхности на луноходе; 21 апреля 1972 года командир "Аполлона-16" Джон Янг оставил на орбите Луны посадочный модуль "Орион", по ошибке, в качестве спутника. Последним из 12 астронавтов, побывавшим на Луне, был геолог Харрисон Шмитт, посетивший ее 15 декабря 1972 г. в районе Моря Ясности на корабле "Аполлон-17".
На этом лунная программа американцев закончилась. Каждый лунный модуль стоил в 15 раз дороже такого же, но сделанного из золота; грунт, привезенный с Луны, обошёлся дороже, чем такой же доставленный в Россию двумя автоматами, стоимость лунного грунта стала в 35 раз дороже бриллиантов равного веса. Президени Никсон, увязнув во вьетнамской войне, дал указание прекратить лунную программу. Освоение космоса частнособственническому капиталу не по плечу - расходы задушили, а "общечеловеческий" доход его не интересует. Все космические программы США строятся в интересах военной стратегии, движутся крайне медленно, а полеты кораблей носят, в основном, разведовательный характер, за одно обслуживая огромную разветвленную сеть спутников глобальной экономической системы. Кто платит деньги, - тот и заказывает музыку.