В.П.ФЕДОРИН. Моя страна. Исторический опыт социализма.
Часть 1-я. Революция.
Очерк 2. Ленинский этап революции.
Глава 3. Что же дальше ?
В апреле 1918 года Владимир Ильич Ленин определил "Основные задачи советской власти". "Мы, партия большевиков, Россию убедили (в правильности её программы и тактики). Мы Россию отвоевали у богатых для бедных, у эксплуататоров для трудящихся. Мы должны теперь Россией управлять." Именно этот переход от задачи завоевания власти и военного подавления сопротивления господствовавших классов к задаче практической организации жизни миллионов людей и управления государством становится "самой главной и благородной задачей" партии, ибо лишь "после её решения (в главных и основных чертах) можно будет сказать, что Россия стала не только советской, но и социалистической республикой".
1. Преимущественное значение получает не политика- захват и удержание власти,- а экономика. Задача управления государством сводится к "чисто экономической задаче" излечения страны от нанесенных войной ран, восстановления производительных сил, налаживания учёта и контроля за производством и распределением продуктов. Эту задачу Ленин предлагал решать опираясь на диктатуру пролетариата, на поддержку большинства трудящихся, используя элементы организаторского таланта и технических знаний, накопленные предыдущим обществом, и "которые принадлежат классу, враждебно противостоящему социалистической революции".
"Веди аккуратно и добросовестно счет денег, хозяйствуй экономно, не лодырничай, не воруй, соблюдай строжайшую дисциплину в труде" - вот основные лозунги, проведение которых в жизнь является единственным условием спасения страны. Более того, претворение этих лозунгов в жизнь методами Советской власти, на основании ее законов, Ленин считал "необходимым и достаточным для окончательной победы социализма".
В этих простых и доходчивых словах сосредоточена вся мудрость экономических и нравственных принципов общественного хозяйства, к управлению которым привлекались миллионы сознательных тружеников России. Они хорошо понимали как нужно вести свое личное хозяйство в условиях общины. И понимание того, что ведение общего хозяйства не столь мудрено, как это представляли господа, создавало уверенность в способности "мужика" управлять страной, "если, конечно, немного подучиться". Тот же лозунг на языке политической экономии означает: для того, чтобы увеличить богатство, нужно рационально и экономно расходовать материальные ресурсы и рабочую силу, и не воровать из общественного котла. Этим достигается к тому же равенство в труде и социальная справедливость в распределении общественного продукта.
К сожалению, простые и понятные лозунги нужно еще претворить в жизнь. Ленин изложил основные принципы управления экономикой на первых шагах становления Советской власти. Последовательное претворение их в жизнь создавало основу социалистических производственных отношений. Однако традиции, привычки мелкобуржуазной среды России не вселяли надежду на их безболезненное осуществление. Постоянные отступления от твердых ленинских принципов подтачивали устои управления народным хозяйством. Складывалось наоборот -экономическая политика скорее потворствовала расточительности, воровству, разгильдяйству. "Единственное условие для спасения страны" регулярно нарушалось.
2. Поставленные задачи были весьма неожиданны для многих "левых коммунистов", настроенных на "мировую революцию". Первая задача - это "приостановить наступление на капитал". Не прекратить, а продолжить экспроприацию буржуазии, капиталистов, но не политическими или военными средствами, а путём "создания условий, при которых бы не могла ни существовать, ни возникать вновь буржуазия". Ленин называл этот период - "своеобразной эпохой или полосой развития", когда, чтобы победить капитал, надо приспособить формы борьбы с ним к своеобразным условиям эпохи.
Он утверждал, что без руководства специалистов в различных отраслях знаний, техники, обладающих соответствующим опытом, переход к социализму невозможен - для сознательного и массового движения к высшей производительности труда требуются глубокие знания. Однако, в силу существовавших прежде условий жизни общества, специалисты образовывались только в среде бур- жуазии, и других специалистов просто не было.
Поэтому прежние предприниматели и специалисты промышленности должны снова занять место руководителей и технических экспертов, советников и консультантов социалистического производства. Нужно решить трудную и чрезвычайно благородную задачу соединения опыта и знаний, накопленных буржуазной интеллигенцией, с энергией, с самодеятельностью широких масс трудящихся.
Чтобы привлечь буржуазных специалистов, в том числе и из-за рубежа, придётся согласиться на "очень высокую оплату" их услуг. И чем скорее рабочие и крестьяне научатся у буржуазных специалистов высшей технике труда и лучшей производственной дисциплине, тем скорее можно избавиться от этой высокой "дани". В то же время "трудовая повинность", должна была принудить большинство мелкой буржуазной интеллигенции к различным конторским, бухгалтерским, техническим и административным работам в области управления и обслуживания хозяйственной и политической жизни страны при полном контроле за их деятельностью со стороны Советской власти.
Одновременно Ленин предложил провести переоценку советских руководителей. Если на предыдущих этапах революции нужны были агитаторы для убеждения населения и увлечения его на борьбу, то теперь нужны организаторы и практические руководители хозяйством. Тем более, что среди трудящихся классов было гораздо больше организаторских талантов и способностей, нежели агитаторских. Ленин предлагал смелее "двигать вперед практикой испытанных деятелей".
К сожалению, ленинская кадровая политика, сделавшая основной упор на профессионализм руководителей, на их знания и деловую хватку долго не продержалась. Контроль со стороны Советской власти превратился в подозрительность, а принцип подбора кадров по деловым качествам был дополнен "и политическим". Последнее качество обычно преобладало, что позволило "замусорить" руководящие посты многими бездарными и непорядочными людьми. Появились анкеты -"листки по учету кадров", различные пункты которых, в разное время, становились препятствием для устройства на работу или продвижению по службе. Сначала обращали "особое внимание" на "социальное происхождение" или "пребывание в других партиях и оппозициях", затем на "пребывание в плену или на оккупированной территории" и последнее время на графу 5 - национальность.
Постепенно утвердился образ руководителя - профессионала, не обладавшего никаким знаниями и способностями, кроме "пролетарского" происхождения и преданности вышестоящему руководству. Их "перебрасывали" с места на место, как это хорошо показано во многих художественных фильмах и литературе, и, в конечном счёте, "бросали на кадры" для подбора и воспитания себе подобных. В последнее время неотъемлимым атрибутом власти стал диплом об образовании, полученный толи в партшколах, толи в промакадемиях, толи в заочных или вечерних ВУЗах, которые вместе с дипломом давали cтойкий иммунитет к знаниям.
Безусловно, сотни тысяч советских и партийных руководителей отличались организаторским талантом, обширными знаниями и неудержимой энергией, что и обеспечивало развитие и устойчивость советской экономики. Однако кадровая политика была опасной тенденцией, направленной на разложение руководящих кадров общества.
3. Государство, бывшее веками органом угнетения, оставило в наследство народу недоверие к централизованному управлению, ко всему государственному. Преодолеть это - очень трудная задача. Пройдёт большое время, говорил Ленин, пока народные массы из собственного опыта поймут и "прочувствуют", что без всестороннего, государственного учета и контроля за производством и распределением продуктов, власть трудящихся удержаться не может, возврат к капитализму неизбежен.
Едва ли найдется другой вопрос, умышленно запутанный представителями буржуазной науки, как вопрос о государстве. Признавая, что "государство - это машина для поддержания господства правящих классов", политэкономия долго не допускала его участия в "свободной" экономике.
Основоположник классической политэкономии Адам Смит утверждал: "Ни один индивид не будет думать об общественных интересах. Он будет стремиться лишь к своей личной выгоде. Поэтому любое вмешательство государства в сферу свободной конкуренции наверняка будет иметь вредные последствия. Вам кажется, что своими законами, принятыми из самых лучших побуждений, или своим вмешательством вы помогаете экономической системе. Ничуть не бывало. Оставьте её в покое! Такая смазка, как своекорыстие, заставит шестерёнки крутиться самым необыкновенным образом. Ничего не нужно планировать. Суверен не нуждается в управлении. Рынок ответит на все вопросы."
Тем не менее государство всегда играло ведущую роль в завоевании и укреплении экономического господства правящих классов, используя вооружённое насилие и как средство захвата (по-научному накопления) капитала, и как способ принуждения рабочей силы. Войны и дипломатический шантаж, захват колоний и образование зависимых стран, таможенная политика и протекционизм, налоговая система и государственные займы, стали основными атрибутами государственной внешней и внутренней политики, средством укрепления господства правящих режимов. Государство, включаясь в экономику страны, постепенно превращалось в главного монополиста, который обличен властью и устанавливает "правила игры".
Ленин был первым, кто теоретически и практически доказал необходимость и неизбежность государственного управления экономикой страны, оказав тем самым серьезное влияние на капиталистический мир.
Только в 1936 году Джон Кейнс - выдающийся английский экономист, который вытянул Америку из великой депрессии, пришел к ленинскому выводу о влиянии государственной власти на экономическое развитие. Государство, утверждал Кейнс, должно проводить стабилизирующую политику, оказывать "руководящее влияние на склонность к потреблению (или распределению общественного продукта), путем соответствующей системы налогов, нормы процента и, возможно, другими способами".
К наиболее значительным порокам капиталистического общества Кейнс относил его неспособность обеспечить полную занятость населения (ликвидировать безработицу), а также систему произвольного и несправедливого распределения богатства и доходов между членами общества. "Если народы научатся обеспечивать себе полную занятость с помощью внутренней политики - не будет войн и конкурентной борьбы за рынки. Международная торговля перестанет быть отчаянной попыткой поддержать занятость внутри страны расширением экспорта и ограничением импорта, что только перекладывает проблему безработицы на плечи соседа".
Поэтому основная задача государства состоит в обеспечении населения рабочими местами. Нужно предоставлять населению возможность "делать деньги", - говорил он, - иначе оно само найдет применение своим силам и способностям. С этой целью он предлагал проводить общественные работы, соз- давать национализированные (государственные) отрасли производства, развивать национальную инфраструктуру. Отсутствие государственной политики занятости в "свободном" капиталистическом мире объясняет необузданный рост преступности, образование теневых мафиозных структур, разрастание чиновничьей администрации. Каждый делает "свой выбор".
Сила и могущество социалистического государства всегда вызывали раздражение противников. Внешние и "доморощенные" защитники капитализма усиленно доказывали теоретическую несостоятельность ленинского учения о государстве, подмену общественного строя государством, общественной собственности - государственной, социалистическую демократию - тоталитаризмом. Иные российские "академики" договорились до того, что и социализма-то не было, а лишь "государственный капитализм".
Им претит не государство, а социализм - общественный строй, защищавший интересы большинства населения. Они не увидели главного, что только государственная власть, действующая в интересах всего общества, способна обеспечить защиту прав и свобод каждого гражданина, способна создать систему социальной (общественной) поддержки всего населения. Только после свержения советской власти стало доходить до сознания, прежде всего потерпевшего населения, куда же все пропало. Ведь вроде и "гарант" есть и правительство и дума, а учета и контроля за всенародным достоянием не стало. Да потому, что государство теперь служит не интересам общества, а интересам криминальных (воровских) структур. А ведь Ленин предупреждал - не воруй !
4. Ленин прекрасно понимал, чтобы поднять производительность труда после мучительной и разорительной войны потребуется несколько лет. Поэтому намеченные им задачи выходили за рамки восстановительного периода, и носили характер экономической программы Советской власти на длительные годы.
Подъем производительности труда требовал, прежде всего, создания материальной основы промышленности - крупной индустрии, т.е. развития капитала: предприятий по производству топлива, металла, машин, химической продукции. "Российская Советская республика,- писал он,- располагает гигантскими запасами руды (на Урале), топлива в Западной Сибири, на Кавказе, в центре (торф), огромными богатствами леса, водных сил, сырья для химической промышленности и т.д. Разработка этих естественных богатств приемами новейшей техники создаст основу невиданного прогресса производительных сил."
Другим средством "повышения производительности труда является образовательный и культурный подъем населения и повышение дисциплины трудящихся, уменья работать, спорости, интенсивности труда, лучшей его организации". Учиться работать - эту задачу ставил Владимир Ильич перед всем народом. Советская республика во что бы то ни стало должна перенять все ценное из завоеваний мировой науки и техники. И снова напоминал: "Осуществимость социализма определяется именно нашими успехами в сочетании Советской власти и советской организации управления с новейшим прогрессом капитализма".
Через 50 лет, рассматривая вопросы экономического роста отсталых стран П.Самуэльсон, видный американский экономист, пришел к выводу, что для выхода из экономической отсталости при любой экономической системе необходимы два условия:
1. Расширять и эффективно использовать существующие запасы природных ресурсов. Развивать капитал (средства производства).
2. Стремиться к полному использованию и повышению качества людских трудовых ресурсов. Эффективно применять труд и передовые технологии на основе достижений науки и техники.
Именно эти задачи поставил В.И.Ленин в 1918 году.
Самуэльсон разъяснял, что повышение качества трудовых ресурсов достигается обеспечением физиологического уровня питания, удовлетворительных бытовых и жилищных условий, развитием и доступностью здравоохранения, образования и технического обучения населения, то есть решением основных социальных проблем, с чего начала социалистические преобразования советская власть. Проблема же освоения природных ресурсов сливается с проблемой индустриализации, строительством заводов, способных создавать капитал - средства производства, оборудование для национальной промышленности и эффективной разработки своих естественных ресурсов. В противном случае, считал он, страна не сможет выбраться из экономической зависимости, поскольку вынуждена будет покупать средства производства за счет продажи своего суверенитета.
Трудно теперь отрицать влияние ленинизма и практики социалистического строительства на умы передовых учёных мира. Уже в 1953 году американские экономисты Роберт Дал и Чарльз Линдблом писали: "Для мыслящих людей становится все труднее признавать обоснованными альтернативы, усматриваемые в традиционном выборе между социализмом и капитализмом, планированием и свободным рынком, регулированием и свобод- ной конкуренцией, поскольку оказывается, что действительный выбор не столь прост и не столь бесспорен."
5. "Было бы величайшей глупостью и самым вздорным утопизмом полагать, что без принуждения и без диктатуры возможен переход от капитализма к социализму". Дело не только в том, что нельзя победить капитализм без беспощадного подавления сопротивления эксплуататоров, которых нельзя сразу лишить богатства, преимуществ организованности и знаний, и они еще длительное время будут пытаться свергнуть ненавистную им власть бедноты (большевиков). "Всякая революция, а социалистическая в особенности, не бывает без войны внутренней, гражданской, приносящей большую разруху, чем война внешняя, и означающая состояние великой неопределенности, колебаний и переходов с одной стороны на другую, хаоса. Вызывая разложение старого общества, преимущественно мелкой буржуазии, гражданская война проявляет себя также увеличением преступности, хулиганства, вымогательства, спекуляций. Чтобы сладить с этим "нужна железная рука" (а не воровская команда).
Мелкобуржуазный анархизм нельзя устранить пропагандой и агитацией (а особенной заботой "о правах" жуликов), борьбу с ними нужно вести насилием, принуждением. Не было ни одной революции в истории, ни одной социальной катастрофы, когда бы народ не проявлял спасительной твёрдости, расстреливая воров на месте преступления. Только воровской режим "криминальной демократии" может взять их под свою защиту. Конечно, форма принуждения должна исходить из стечения обстоятельств (состояния войны, положения экономики, разгула преступности и сил сопротивления режиму власти), и в любом случае устанавливаться судом. Если есть таковой.
Формой проявления диктатуры пролетариата в управлении народным хозяйством является единоначалие. Управление крупной машинной индустрией - материального фундамента социализма, требует безусловного и строжайшего единства воли, диктатуры одного лица. Единоначалие - есть подчинение воли тысяч людей воле одного. При идеальной сознательности, дисциплинированности и высоком профессионализме участников общей работы, единоначалие может представлять собой работу дирижера, указывающего когда и кому вступить в рабочий процесс, с максимальной отдачей профессиональных навыков и личного таланта каждого исполнителя. Если же нет дисциплинированности и профессионализма - единоначалие превращается в форму диктата, когда нужно не только принуждать к труду, но и указывать, что и как делать. Так или иначе, но "беспрекословное подчинение единой воле безусловно необходимо".
При общественном разделении труда система управления строится с целью достижения полезного результата с максимальной эффективностью. Для этого нужно или подчинить всех участников процесса единой задаче - что делать (исполнять музыкальное произведение, варить металл или выращивать хлеб, ловить преступников или атаковать противника), или подчинить управляющей инстанции, которая, указывает исполнителям, какие нужно произвести действия.
В первом случае действия исполнителя - плод его ума и квалификации. Труд направлен на достижение результата, а потому и ответственность за выполнение дела ложится на исполнителей. Здесь прекрасно сочетаются действия и ответственность руководителя за правильную постановку общей задачи и организацию процесса труда, и исполнителя за полноту и качество работы. Во втором же случае, исполнитель, выполняя указуемые действия, не отвечает за конечный результат. Он добросовестно выполнил все указания, для чего вовсе не обязательно быть специалистом, а что из этого получилось - не его ума дело. Здесь главное не результат, а процесс выполнения указаний. Руководитель также не несет ответственности - не он же исполнитель дела. Он тоже выполнял инструкцию или указания сверху. В этом вся суть "коллективного руководства", создающего коллективную безответственность. Этот метод управления называется бюрократией (власть бюро - коллектива).
Бюрократия начинается с верховной власти. Независимо от формы управления, демократической или авторитарной, самым простым и надежным режимом власти является бюрократия, власть аппарата власти. Здесь не требуются знания, интеллект, организаторские способности - здесь правит жажда власти. Чиновники подготавливают решения для своего начальника, согласовывают их с возможно большим числом себе подобных, создавая этим полную безответственность, контролируют выполнение указов и постановлений, которые, как правило, не содержат конкретных заданий, а указывают "путь к нему", некий расплывчатый процесс, "направленный к достижению, улучшению, повышению и т.д."
Бюрократизм - это мировоззрение, система, обслуживающая чиновников, в которой управление становится самоцелью. Личные интересы каждого чиновника заключаются в политической суете за доступ к уху очередного властителя и использование связанных с этим привилегий (от взяток до продовольственных пайков). И чем тот глупее, тем более доступны их устремления. Закулисная возня приводит к частой смене министров, помощников, советников в политическом окружении, - как при кипении отдельные молекулы покидают жидкость, превращаясь в пар. Один мой приятель по институту всю жизнь прослужил эдаким "Акакием Акакиевичем" в высших партийных кругах. Он не любил свою работу, не испытывал от нее никакого удовлетворения, но зато получал продовольственный паек (из "царского котла") и дачу вблизи "высших кругов".
Вот что писал Л.Б.Троцкий в 1936 году: "Бюрократия в СССР усваивает буржуазные нравы. Она единственный в полном смысле слова привилегированный и командующий слой в советском обществе. Советская бюрократия экспроприировала пролетариат политически, чтобы своими методами охранять его социальные завоевания. Бюрократия еще не создала для своего господства социальной опоры, в виде особых форм собственности, поэтому она вынуждена защищать государственную собственность, как источник своей власти и своих доходов. Она вербуется, пополняется, обновляется в порядке административной иерархии, вне зависимости от каких-либо особых, ей присущих отношений собственности. Но своих прав на эксплуатацию государственного аппарата чиновник не может передать по наследству. Чиновник ли съест рабочее государство или же рабочий класс справится с чиновником? Так стоит вопрос, от которого зависит судьба СССР."
Победил чиновник. Не удовлетворившись своими привилегиями при социализме, чиновный класс (партийный и государственный) предал и развалил его, реставрируя старый и "надежный" способ капиталистического накопления в самой худшей форме. "Политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может породить растрату сил и материала в массовом количестве" (Энгельс).
В пролетарской диктатуре, в соединении единоначалия с рабочим (пролетарским) учётом и контролем Ленин видел единственный способ борьбы с бюрократией. Он требовал укрепить формы повседневной трудовой дисциплины, соединив митинговый демократизм с беспрекословным повиновением воле одного лица во время труда. Это он называл третьим этапом революции, надеясь победить стихию мелкобуржуазной анархии. Третий этап революции не справился с российским авторитаризмом, диктатура пролетариата переросла в абсолютизм. Судьба России, по-видимому, навечно связана с авторитаризмом и волюнтаризмом. Ее историю вершили великие деятели, организовавшие великие народные усилия. Отстав от Запада из-за татаро-монголького ига, Россия почти сравнялась с ним в результате петровских реформ. Еще раз отстав из-за крепостничества и самодержавия, Россия совершила величайший в своей истории социальный прорыв в будущее на базе марксизма-ленинизма, "под знаменем Ленина, под водительством Сталина". Еще раз отстав из-за бюрократического маразма, она под давлением Запада и продажных правителей вдруг изменила своей традиции. Вместо великих государственных деятелей ее возглавили тщеславные посредственности, а народ, вместо великого усилия, впал в апатию и беспомощность. Новое проявление волюнтаризма привело не к прорыву в будущее, а к обвалу в прошлое, к отсталости, к американо-германскому игу.
На определенном историческом этапе административно-командный (бюрократический) тип управления был в Советской стране необходим, когда не было квалифицированных кадров, жестко ограничены ресурсы, слишком много прорех, которые нужно было латать в народном хозяйстве. Сталин торопился создать материальную базу социализма, когда "ощутимая" разница с капитализмом способна победить "великую неопределенность, колебания и переходы с одной стороны на другую". Он сам принимал решения по всем важнейшим вопросам, верил только себе, а "неопределенность" задавил репрессиями. При нем бюрократическую власть аппарата подавлял его абсолютизм.
Позднее, когда окрепла партийно-государственная бюрократия, а страну возглавили вожди с "природным" умом, чиновники довели бюрократию до абсолюта. Что-либо менять в запущенным Сталиным механизме управления они не решались. Бюрократический аппарат власти консервировал производственные отношения, не видел содержащихся в экономике проблем и противоречий (или закрывал на них глаза), не понимал задач "текущего момента". По-видимому, их убедил девиз экономики "свободного" мира: laissez faire - пусть идет, как идет.
6. Демократический централизм, по Ленину, предполагал полнейшую свободу различных местностей и "различных общин государства" в выработке разнообразных форм государственной, общественной и экономической жизни. Конкретные формы перехода к социализму должны отразиться на своеобразии пути к социализму.
А для глубокого анализа и выработки лучших методов хозяйствования, принципов управления, нужно организовать соревнование. Это значит обеспечить гласность, ознакомить всех с тем, как именно пошло экономическое развитие в различных местностях, обеспечить сравнимость результатов движения к социализму, возможность практического повторения опыта и обмена теми материальными и человеческими силами, которые проявили себя с наилучшей стороны в соответственной области народного хозяйства или государственного управления.
Это своего рода конкуренция, но она заключается не в борьбе отдельных производителей за больший доход, влияние или положение на рынке, а в силе примера. Лучший пример организации производства тоже должен сопровождаться "облегчением труда и увеличением суммы потребления для тех, кто ее провел".
В любом обществе пресса является одним из главных орудий общественного воспитания. Поэтому особое значение Ленин уделял советской печати, которая также должна стать "орудием социалистического строительства". Он хотел, чтобы пресса поменьше уделяла внимания политическим новостям дня, политическим личностям, отвлекая тем самым внимание народных масс от действительно серьезных и коренных вопросов их жизни, а "ставила вопросы организации труда на предприятиях и сельских общинах, указывала на недочеты хозяйственной жизни, открыто вскрывая ее язвы, обращаясь к общественному мнению для их излечения". Для Советской власти было очень важно превратить прессу из органа сенсаций в "орудие перевоспитания массы", ознакомления ее с тем, как надо налаживать труд и жизнь по-новому.
И если предприятия и деревенские общины, не станут поддаваться призывам, писал он, их следовало выдвигать "на черную доску" или переводить в разряд "больных" либо "штрафованных" предприятий", которые подлежат закрытию и участники которых должны быть преданы народному суду. Так рассматривал Владимир Ильич гласность, введение которой, "само по себе, будет уже громадной реформой и станет привлекать народные массы к самостоятельному участию в решении этих вопросов".
Заканчивает "Очередные задачи советской власти" Ленин глубоким философским выводом. Я привожу его полностью:
"Настоящий интерес эпохи больших скачков (переломов всемирной истории) состоит в том, что обилие обломков старого, накопляемых иногда быстрее, чем зародышей нового (не всегда сразу видных), требует уменья выделить самое существенное в линии развития. Бывают исторические моменты, когда для успеха революции важнее накопить побольше обломков, т.е. взорвать побольше старых учреждений; бывают моменты, когда взорвано достаточно, и на очередь становится "прозаическая" работа расчистки почвы от обломков; бывают моменты, когда заботливый уход за зародышами нового, растущими из-под обломков на плохо еще очищенной от щебня почве, всего важнее.
Недостаточно быть революционером и сторонником социализма или коммунистом вообще. Надо уметь найти в каждый особый момент то особое звено цепи, за которое надо всеми силами ухватиться, чтобы удержать всю цепь и подготовить прочно переход к следующему звену, причем порядок звеньев, их форма, их сцепление, их отличие друг от друга в исторической цепи событий не так просты, и не так глупы, как в обыкновенной, кузнецом сделанной цепи."
Этим искусством "уметь найти особое звено", заботливо ухаживать за зародышами нового, не торопиться объявлять ту или иную степень социализма, а "прозаически" расчищать страну от обломков старого, очевидно, не владели последователи Ленина. Я подробно остановился на работе Ленина "Очередные задачи Советской власти", потому что в ней заложены вечные принципы управления, необходимые для "науки управлять" при любом социальном строе. Забвение их приведет к разрушению любого экономического строя.