В.П.ФЕДОРИН. Моя страна. Исторический опыт социализма.
Часть 1-я. Революция.
Очерк 1. Теоретические предпосылки русской революции.
Глава 1. Марксистская идеология.
Теоретические модели будущего, если они научно состоятельны, необходимы для познания тенденций исторического развития. Научные прогнозы предупреждают общество об ожидающих его трудностях, проблемах, переломных точках развития. Идеи коммунистического общества, возникли задолго до Маркса и являются такой моделью будущего. Они суть идеалы. Ни от каких конкретных условий их содержание не зависит. От конкретных исторических условий зависит их появление на арене истории, распространение, влияние, забвение.
Марксизм предложил материалистическую теорию исторического процесса развития, показал как устроен мир и каким законам он подчиняется, обосновал коммунистическую модель будущего. Он родился в гениальных умах как результат научного познания исторического развития общества, и превратился в идеологию.
Идеология, как система политических, нравственных и философских взглядов, возникла сравнительно недавно, в прошлом веке. Если задача науки - познавать мир, то задача идеологии -организовать общественное сознание, управлять людьми, воздействуя на их умы. Марксизм создал самую грандиозную идеологию мирового и эпохального значения. Более ста лет он активно влиял на общество, удовлетворял жизненно важные потребности целых классов людей, давал им лозунги и ориентиры в их социальной борьбе, служил руководством к действию.
Заслуга Маркса состоит в том, что он открыл совершенно новое понимание истории, в основе которой лежит не божественная воля и предназначение, а труд людей, производящих необходимые средства для жизни. Причину всех общественных перемен и политических переворотов Маркс увидел не в философии, не в замыслах "замечательных людей", а в изменениях способа производства и распределения общественного продукта. Марксизм раскрыл механизм капитализма, тенденции его развития, доказал неизбежность его падения, как преходящей экономической формации.
Прогресс промышленного развития, основанный на разделении труда и общественном характере производства неминуемо ведет к приоритету общественных интересов над индивидуальными. Личный интерес невозможно удовлетворить без нарушения интересов других. В семье ли, в обществе, при выполнении любых своих желаний мы вынуждены или пренебрегать интересами окружающих нас людей, или находить с ними согласованное решение, "консенсус". Поэтому капитализм, как общество личного интереса, может только разобщать людей на богатых и бедных, господ и слуг, используя для этого экономическое и политическое насилие.
Основным средством разобщения общества является частная собственность. Она возникла в результате захвата отдельными лицами средств производства (земли, денежного и имущественного капитала) и лишения других такой возможности. В итоге последние вынуждены (свободно, без принуждения) работать на первых, создавая своим трудом им богатство, а себе пропитание. Частная собственность превратилась в источник обогащения одних и угнетения других лиц, народов и стран. Каждый сделал свой выбор, провозглашает буржуазная демократия, один стал богатым, другой бедным.
Вот почему у коммунистов есть один путь, чтобы ликвидировать угнетение и нищету - это предоставить всем равное право трудиться и получать соответствующую долю общественного продукта, каким бы большим или малым он не оказался. Для этого необходимо отменить частную собственность, как средство порабощения чужого труда. Но так как никто ее добровольно не отдаст, существует только один способ, революционный, насильственный путь "деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения" (Маркс).
Естественно, мировой капитализм не признал марксизм, "злоемкую догму насилия и классовой борьбы", а его экономические, политические и социальные прогнозы назвал утопией, в которую можно верить, но "нельзя насильно втиснуть в практику социального устройства" (А.Яковлев). Действительно, "для утопистов социализм есть выражение абсолютной истины, разума и справедливости, и стоит только его открыть, как он собственной силой покорит весь мир"(Энгельс). Однако само собой ничего не происходит. Для коммунистов социализм - только путь прогрессивного экономического и социального развития для "подтягивания" общества к коммунистическим идеалам.
Что же предложила марксистская идеология своим сторонникам? Прежде всего, постоянный труд, как основу принципов коммунистической идеи. Коммунизм требует значительного развития производительных сил и создания производственных мощностей, способных обеспечить для всех не только необходимое количество жизненных средств, но и быстро реагировать на рост и изменение человеческих и общественных потребностей. Только после того, как исчезнет нужда, порабощающая человека, а вместе с ней противоположность умственного и физического труда, когда сам труд перестанет быть средством для жизни и превратится в её первую потребность, когда с развитием человека возрастут производительные силы и все источники общественного богатства, наступит пора коммунистического общества, утверждал К.Маркс. Именно такой процесс современные философы и экономисты называют утопией марксизма.
Действительно, бурный рост народонаселения, ограниченность природных ресурсов, ухудшение окружающей среды создают определенные трудности для экономического развития. "Социализм не может устранить нищеты, обусловленной самой природой, а может лишь сделать ее всеобщей, равномерно распределив по всей поверхности общества" (Маркс). Оттого и стремятся защитники капитализма сохранить экономическое неравенство стран и народов, чтобы не размазывать "ограниченные ресурсы" по всему обществу, а сосредоточить их в руках немногих. Раз нельзя накормить всех, пусть хоть часть населения, наиболее "талантливая", "съест свой сникерс - и порядок".
Но Маркс доказывал другое. Общество может достигнуть богатства и удовлетворения своих разумных потребностей производительным трудом человека. "Великое искусство сделать нацию счастливой и процветающей состоит в том, - писал английский философ Мандевиль в 1716 году, - чтобы дать каждому возможность трудиться. Чтобы осуществить это, первой заботой должно быть поощрение всего многообразия мануфактур, искусств и ремесел, какое только может изобрести человеческий ум, а второй заботой - поощрение сельского хозяйства во всех видах, чтобы вся земля, как и человек, могли полностью проявить свои возможности. Пусть стоимость золота и серебра поднимается или падает, благополучие всех человеческих обществ будет всегда зависеть от плодов земли и труда народа."
Создание необходимых условий для перехода к коммунистическому обществу осуществляет первая фаза коммунизма - социализм. Социализм справедливости и равенства дать не может: несправедливые различия в богатстве останутся, поскольку равное право предполагает одинаковый масштаб к различным людям, которые в жизни не равны друг другу в социальном потреблении. Социализм только исключает эксплуатацию человека человеком в результате устранения частной собственности на средства производства, которая и является средством получения нетрудовых доходов, основным тормозом развития общественных производительных сил и распределения общественного продукта. Для этого социализм нуждается в государстве, в силе, которая, охраняет общую собственность на средства производства, сохраняет равенство труда и распределения продуктов, соблюдая принципы: "Кто не работает, тот не ест" и "От каждого - по способности, каждому - по труду".
Экономика социалистического хозяйства основана на общих законах мировой экономики.
Политическая направленность разделила их на капиталистическую и социалистическую политэкономии и
привела к экономическому противостоянию.
Маркс не пытался предсказать какие формы организации общественного производства наиболее приемлемы для социализма. Он лишь указал тенденции развития экономики капитализма: научно-технический прогресс, укрупнение капитала и предприятий, объединение капитала, срастание финансового, торгового и промышленного капитала, образование государственных и транснациональных форм собственности, которые укрепились в современной мировой экономике.
Все эти формы капиталистического хозяйства основаны на общественном труде, прогрессивны, ибо способствуют развитию производительных сил и, следовательно, могут быть использованы в социалистическом хозяйстве. Вопрос только в присвоении об- щественного продукта. Кому и как он достанется.
Вот, собственно, и все "злоемкие догмы", заложенные Марксом в теорию научного коммунизма. Практика социального устройства" показала прогрессивность социализма, способность его к экономическому росту, укреплению общественных отношений, воспитанию коммунистической нравственности. Дело оставалось за малым: совершенствовать экономику социализма в реальных условиях мирового развития, используя его опыт для совершенствования и реформирования отдельных форм производственных отношений, снижающих эффективность труда и динамику производства, то есть способность быстро реагировать на изменение социальных потребностей трудящихся, и оберегать и совершенствовать коммунистическую идеологию.
"Экономическим системам, не обладающим гибкостью и способностью эволюционным путем приспособиться ко все возрастающим трудностям и социальным переменам, грозит величайшая опасность угасания, какими бы прочными они не оказались в данный момент, ибо наука и техника непрерывно изменяют естественный ход экономической жизни. Если мы хотим, чтобы наша система продолжала успешно функционировать, наши социальные институты и убеждения должны приспосабливаться к этим переменам. Без ощущения исторической перспективы ни реформаторам, ни консерваторам не удастся обеспечить свои подлинные долговременные интересы" (Лауреат Нобелевской премии П.Самуэльсон, США).
Американский экономист Гелбрайт писал: "С библейских времен Маркс - единственный ученый, толкование трудов которого является не просто предметом научного исследования, но профессией". Когда в России стали устанавливать капиталистический "порядок", марксизм, как науку, ликвидировали под видом деидеологизации. Ученые, ранее получившие научные титулы, звания и степени на поприще политической экономии, сдали ее без боя, предали свою науку и тем самым оказали росийской экономике медвежью услугу.
продолжать чтение
вернуться к содержанию книги
вернуться на главную страницу