В.П.ФЕДОРИН. Моя страна. Исторический опыт социализма.
Часть 2-я. Социализм.


Я не ищу коварным наущеньем
Сословье на сословье подстрекнуть,
Я не хочу мистическим любленьем
И ханжеством пред светом прихвастнуть;
К разбойникам я не стремлюсь с объятьем,
Разврату в дань хвалы не приношу,
Я прах отца не шевелю проклятьем
И пасквилей на мертвых не пишу.

Евдокия Растопчина. 1850 г.


Предисловие.

Вторую часть очерков "Моя страна" я пишу на фоне моей сознательной жизни, на основе личного участия в её нелегких свершениях, стараясь воспроизвести тогдашнее отношение к жизни. На моих глазах меняются жизненные ценности, меняется взаимосвязь личности, общества и государства. Корысть и нажива, животная мораль - стремление к жратве, тряпкам, похотливым страстям, пьяному куражу и насилию, нравственная деградация человека, атрибутами которой стали оружие, кровь, садизм, ложь, показушный возврат к религии, мистике, мракобесию, к тёмным языческим обрядам - все эти достижения "свободного" мира захватывают молодое поколение. Постыдная мораль навязывается обществу современными средствами информатики, распространяя пренебрежение к труду, цинизм, разврат. Конечно, грязь прилипает быстрее, похоть не требует ума, знаний, которые даются большим трудом, честь и достоинство несовместимы с лицемерием и насилием, наука не приемлет поповщину и мракобесие. Значит не нужны знания, честь и совесть, долой мораль. Да и зачем "модели" человека мозговые извилины ? Уменье услужить разнообразным страстям "богатых мира сего" или стучать по клавишам компьютера для обслуживания их "бизнеса" стало престижнее и доходней, чем варить сталь, пахать землю, делать ракеты и летать в космос. "Кому это нужно? - надо жить играючи".

Я хочу показать нашу жизнь, в которой все перечисленное выше считалось пороком, были другие ценности и интересы, не было слуг и хозяев, перед которыми нужно было холуйствовать душой и телом, где человеку можно было иметь свою гордость, честь, совесть, где мерилом достоинства человека были знания, труд, подвиг на благо общества. Я не стану снова доказывать преимущества социалистического строя - пусть это станет понятным из нашей жизни. Здесь нет лжи, мне нечего скрывать или приукрашивать, моя жизнь - это жизнь многих моих современников, отнюдь не заражённых "комплексами большевизма". Нас не давил страх, мы не давали подписок в КГБ, нас не преследовали голод и нищета, не душил "тоталитарный режим". Мы были свободны в обществе, живя по его законам, в рамках его морали. Были и другие, кто используя все преимущества социалистического строя, оставался недовольным тем, что общество не увидело его исключительность, не предоставило ему свободу действия против общественной нравственности, не позволяло жить за счёт труда других. Их было очень немного, они не сопротивлялись режиму, предпочитая держать "кукиш в кармане". КГБ их даже не карало, как в своё время это делал царь в отношении декабристов или народников, в крайнем случае, удостаивая наиболее рьяных "психушкой". В ГУЛАГ попадали убеждённые коммунисты, которые могли серьёзно повлиять на развитие социалистического строя.

Это не история и не биография в хронологическом течении лет и событий. Это очерки о трудных и счастливых днях моей страны, которые я переживал вместе с нею. Я не знал тогда многих исторических фактов, они были за кулисами моего восприятия, хотя именно они были движущими историческими силами. Эти факты многие годы толкуются по разному, в зависимости от политических пристрастий и вряд ли сохранятся в неискажtнном виде. Я хочу восстановить их значение для жизни страны в то время, какими бы абсурдными они не казались сегодня, на основании моего восприятия, жизненного опыта и исторических знаний.


продолжать чтение
вернуться к содержанию книги
вернуться на главную страницу