В.П.ФЕДОРИН. Моя страна. Исторический опыт социализма.
Часть 2-я. Социализм.


Очерк 5. Шаги прогресса человечества.

Введение.

Пусть опрокинет статуи война,
Мятеж развеет каменщиков труд,
Но врезанные в память письмена
Бегущие столетья не сотрут.
(В.Шекспир)

"Тяжело быть свидетелем клеветы. Сегодня наши антисоветские "патриоты" клевещут на несколько поколений моего народа, которые взялись за тяжелый труд ради будущего, приняв на себя лишения сверх теоретически возможных. Их помыслы были благородны, ими двигала любовь - к нам, нынешним. Многое им не удалось, они недооценили слабости человека. И своими идейными принципами и своими порядками они надолго обуздали злобу, хищничество и невежество людей. Кто же сегодня их мстительно оплевывает или платит за оплевывание? Именно те, чья жадность и злоба наконец -то вырвались на свободу." Эти слова убежденного коммуниста, философа Сергея Кара-Мурзы я ставлю эпиграфом к изложению части тех величайших достижений науки и техники, которые сформировали научный облик ХХ века.

Проблемой любого тысячелетия была и остается демография. Человек, побуждаемый инстинктом размножения, удерживается лишь голосом разума, внушающим опасение, что он не в состоянии будет удовлетворить потребности своих детей. Мотивируя свой закон народонаселения, Томас Мальтус в конце XVIII века пришел к выводу, что если человечество не сдержать "разрушительными препятствиями" - чрезмерным трудом, крайней бедностью, тяжелыми жизненными условиями, дурным питанием, вредными привычками, и, следовательно, болезнями, эпидемиями, голодом и войнами, то "это население удваивается через каждые 25 лет". Именно так пытается сдержать рост народонаселения капитализм.

ХХ век - век разрушительных войн и локальных побоищ, разгула преступности, террора и наркомании, природных сотрясений и загрязнения жизненного пространства, новых болезней и эпидемий, тем не менее человечество выросло в 6 раз - с 1 миллиарда человек в 1900 году, до 6-то в 2000.

Никакая цивилизация не привела к достатку средств для существования человека - ни плодородие земли, ни богатые прежде природные ресурсы, ни производительные силы, созданные творением труда и разума человечества. Ученые разных направлений пришли к выводу, что экологический и природный потенциал Земли позволит существовать в режиме "потребления" только миллиарду человек - на всех просто не хватит ресурсов."Золотой миллиард" выбрал путь разрешения своих задач за счет остального населения Земли - путь безжалостный и неперспективный. Коммунистическая идеология видит прогресс человечества в расширении сферы человеческого труда - привлечении новых новых видов энергии и движения, освоения среды обитания в пространстве космоса и океана, синтезе новых ресурсов, минеральных и органических материалов.

Надо быть полным кретином, чтобы не увидеть эту тенденцию во всей планомерной деятельности советского народа, в разрешении проблем и противоречий природы и общества, не видеть достигнутых результатов в разрешений целевой эадачи, и не только в военной области, не понимать того скотского состояния, в которое скатилось "общество потребления", увидевшее прогресс в "клонировании" себе подобных немыслящих существ.

Прогрессивная тенденция будущего проявилась в размещении по всей территории России и национальных республик производительных сил, в освоении районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, в сооружении уникальных гидростанций, плотин и "морей", в проекте поворота северных рек. Она проявилась в фундаментальной науке и мощной индустрии, без становления которых никакое "общество потребления" не мыслимо: постиндустриальные байки - это приманка для слуг и лакеев; в создании новых видов оружия, необходимых не только в "холодном" противостоянии двух тенденций развития человечества, но прежде всего в реализации великих открытий, любое из которых непременно служит людям, нужно только обозначить цель.

Конечно, проблемы жизнеобеспечения, непоследовательность и противоречия в правительственных кругах, неудовлетворенность общества условиями жизни, относительно худшими, чем в странах "Золотого миллиарда", старания внешнего капитала и внутренних апологетов частной собственности повернуть страну в лоно личной наживы, себялюбия и жадности, борьба амбиций и честолюбия, не позволили завершить многие работы, глушили гипотезы и открытия, разваливали научные коллективы и школы, тормозили производство.

Но тенденция все же преобладала, пока были живы великие ученые и организаторы, талантливые инженеры, изобретатели, когда труд был делом чести, доблести и геройства, а основной задачей было не "делать деньги", а создавать конкретные предметы труда, хлеб и гидростанции, оружие и предметы искусства, компьютеры и колбасу. Отдавая дань истинным творцам прогресса И.В.Курчатову, С.П.Королеву, их сподвижникам и единомышленникам, я очень кратко расскажу о подвиге советского народа в освоении атома и космоса, новых пространств и видов энергии, о создателях атомных бомб и ракет.

Я хочу обратить внимание историков и ученых на необходимость оставить потомкам содержательные сведения о других достижениях советского народа, показать, что только труд и знания приносят плоды человечеству, только они достойны памяти и истории. "Настоящее несет на себе бремя прошлого и чревато будущим" (Лейбниц).
Подготовка специалистов.
Откуда взялись те люди, те специалисты, которые не корысти ради бросались в омут сверхчеловеческого труда? Это простые люди двух поколений, воспитанных революцией и пятилетками, вышедшие из глубин трудового народа, сбросившие поработителей, то бишь работодателей, признавшие коммунистические цели и идеалы своими.

После решения первой задачи - ликвидации неграмотности и срочной подготовки рабочих кадров и инженерной интеллигенции на рабфаках - рабочих факультетах, встала вторая - организация новых специализированных высших учебных заведении и подготовка научных кадров в сложившихся научных школах А.Ф.Иоффе, Ф.А,Цандера, К.Э. Циолковского, а также В.И.Вернадского и Н.Д.Зелинского и других виднейших российских ученых. Третья задача - подготовка научных и инженерных кадров еще неизведанных направлений решалась после войны одновременно с развертыванием исследований и созданием промышленной базы.

В 1948 году в Московском энергетическом институте на базе Электрофизического факультета был образован факультет "Электровакуумной техники и специального приборостроения", открыт "9-й факультет" для подготовки специалистов в области теоретической, ядерной и плазменной физики. Высшая школа повышала теоретическую подготовку, экспериментальную базу, методику учебного процесса. Значительно возросло число выпускников МЭИ: 1948 год - 533, 1952 - 1018 чел. Высокий теоретический уровень, солидный математический аппарат, практические навыки, полученные студентами при проведении лабораторных и научно-исследовательских работ на кафедрах, закладывали прочные основы глубоких знаний, стремления к инженерному творчеству и самообразованию, позволили быстро овладевать современными достижениями техники и технологии, находить свое место в любых направлениях науки, производства или организационно-политической деятельности. Основная масса тех выпускников МЭИ, посвятила свою жизнь созданию и производству средств с применением атомной энергии, радиофизики, вычислительной техники, ракетостроению.

Последние годы я хорошо учился, много времени уделял комсомольской работе. В 1951 году стал кандидатом в члены Коммунистической партии. В сентябре 1951 мне предложили мне сменить тему дипломного проекта: началось строительство учебной теплоэлектроцентрали МЭИ, оснащенной автоматической системой диспетчерского управления. Тогда только зарождались автоматические системы телемеханики, специалистов подобного профиля практически не было. Дипломная работа должна была содержать анализ принципов телемеханики и проект конкретной системы с созданием действующего макета. Анатолий Анатольевич Федоров, заведующий кафедрой "Электроснабжения промышленных предприятий" сказал: "Я не знаю как сделать, но я подскажу, где можно узнать."

Первые разработки телемеханических систем проводились в отраслевых лабораториях (позднее организованных в научно- исследовательские институты). Я встретил там толковых специалистов, ознакомился с конкретными разработками систем на транспорте и в промышленности, правда сильно не похожими на заданную мне задачу. Пришлось садиться за книги, изучать то, чему не учился в институте, вникать в детали некоторых теоретических исследований. Забегая вперед скажу, что мне приходилось всю жизнь учиться, изучать и осваивать новейшие и до того неизвестные мне науки - электронику и автоматику, вычислительную технику и приборостроение, радиолокацию и аэродинамику, технологию и прочность конструкций, экономику и организацию производства, историю и философию.

Хотя срок проектирования был не ограничен, но в апреле технический проект был закончен. 12 мая 1952 года я защитил диплом и получил направление на завод N 464 Министерства авиационной промышленности в поселке Долгопрудном под Москвой.


В послевоенные годы значительно вырос промышленный и научный потенциал страны. Важнейшее место занимали исследования военного назначения, которые одновременно переносили высокие технологии и открытия на установки и сооружения народнохозяйственного, мирного применения, создающие новые прогрессивные возможности. Все это требовало мощного развития и качественной перестройки металлургии, энергетики, машиностроения, электроники, радиотехники. Благодаря концентрации средств и сил СССР добился заметного сокращения той разницы в экономическом и военном потенциале, которая положила начало американским амбициям и разжиганию "холодной войны".

Советский Союз принял вызов в гонке вооружений. Произошел мощный прорыв мысли в создание новых видов энергии и освоение космического пространства, создавший необходимые и недостаточные условия для выхода человечества за пределы Земли. Только так, а не как создание средств для уничтожения людей нужно рассматривать великий подвиг труда и ума советского народа.


продолжать чтение
вернуться к содержанию книги
вернуться на главную страницу