В.П.ФЕДОРИН. Моя страна. Исторический опыт социализма.
Часть 1-я. Революция.


Очерк 1. Теоретические предпосылки русской революции.

Глава 3. Движущие силы русской революции.


Почему же именно в России более века назад утвердился марксизм в качестве идеологии трудящихся масс ?

Русский "марксизм, - писал Ленин, - не основывается ни на чем другом, кроме как на фактах русской истории и действительности; он представляет из себя идеологию трудящегося класса, только совершенно иначе объясняет общеизвестные факты роста русского капитализма, совсем иначе понимает задачи, которые ставит наша действительность..."

Сложное переплетение географических, экономических и национальных обстоятельств сделало Россию носителем своеобразных исторических, культурных и нравственных традиций, наложивших свой отпечаток на развитие общественно-политической мысли. Это такие непреходящие качества русского народа как общинность, чувство коллективизма, патриотизм - чувство постоянной взаимосвязи личности, общества и государства, стремление к идеалам добра и справедливости, равноправию всех граждан независимо от национальности. Традиции развивались и крепли в условиях жесточайшего авторитаризма самодержавия, неограниченной власти одного лица, которая опиралась на патриархальные нравы народа и православную церковь.

Под гнетом беспредельной власти, суровых природных условий, ставшей привычной бедности, подавляющей неграмотности населения, постоянных конфликтов и войн, складывалось и укреплялось авторитарное сознание народа:

Пред адской силой самовластья,
Покорны вечному ярму.
Сердца не чувствуют несчастья
и ум не верует уму. (Н.М.Языков. 1824г.)

Авторитаризм внушил покорность и терпение к своей судьбе, пропитал ядом преклонения все стороны жизни: патриархальную семью, производственные предприятия, где абсолютизм хозяина создавал рабские условия труда, местную власть, где авторитет городового был сильнее закона. Вера и надежда на "справедливого" царя заслоняла все призывы к свободе.

Все это ни могло не отразиться на характере русского народа, русского человека, который способен терпеливо переносить свои невзгоды и трудности, остро воспринимать беды и несчастья других людей, общества, отечества. Русский человек всегда жертвовал всем, ради защиты отечества, не стремился извлечь выгоду, помогая ближнему, поддавался общественному настроению (делал "как все"). Его чаще раздражало не то, что есть помещики, капиталисты, царь и чиновники - так уж заведено, а то, что в его среде зарождаются "мироеды", стремящиеся нажиться за счет других, за счет общества.

Индивидуалистические тенденции "свободного" предпринимательства слабо прививались в России с развитием капитализма. Общинные традиции, чувства солидарности, принадлежности к обществу, задерживали процесс социального расслоения в деревне и городе. Общинный уклад создавал у крестьян твердое убеждение, что земля не должна принадлежать никому, быть предметом собственности - она достояние всего народа, как солнце, воздух. "Горе той стране, - замечал граф С.Ю.Витте, - которая не воспитала в населении чувства законности и собственности, а, напротив, насаждала разного рода коллективные владения". Вот почему социализм воспринимался в России, прежде всего, как развитие форм коллективизма, как общественный строй, утверждающий равноправие, где интересы человека удовлетворяются через развитие всего общества.

Индивидуализм, как признание взглядов и пристрастий каждого человека абсолютным приоритетом в обществе утверждался в европейской истории. Там общественное развитие шло по пути освобождения личности от норм, установленных обычаями, правилами человеческого общежития или законов. Мораль теряла свой смысл. В "свободном мире" не может быть общих взглядов на те или иные поступки и ситуации. Никто не может охватить всех бесконечно многообразных потребностей людей и определить их значимость для других, поэтому каждая личность является сама себе верховным судьей, ее действия должны определяться только собственной выгодой, а не "чужими ценностями". Такова философия индивидуализма, либерального капитализма, наиболее полно сформулированная в 40-х годах ХХ века английским экономистом Фридрихом фон Хайеком.

Это он заявил, что социализм или "сознательная организация производительных сил общества для достижения определённой, поставленной перед обществом цели является тоталитаризмом, ибо при этом не признается существование сфер, в которых верховным законом являются личные цели индивидуума". Действительно, такие цели есть, но они не должны достигаться за счет ущемления интересов других членов общества. "Идеал исторического воспитания народа состоит в полном развитии всех элементов человеческого общежития, при котором личность человека, общество и природа развиваются и действуют, не принижая себя и не угнетая другие силы" - писал русский историк В.О.Ключевский.

Кто же взял на себя задачу исторического воспитания народа, приобщения его к коммунистическим идеалам марксизма ?

Первые шесть веков после принятия христианства образование народа возлагалось на церковь, на христианское просвещение. Однако после завоевания Руси татаро-монголами и возрождения центра русской жизни вокруг Москвы, связи с Византией ослабли, и самородное русское духовенство не только не просветило Русь, но по своему культурному уровню сравнялось с уровнем народных масс, старательно сохраняя самую консервативную и реакционную религию. Русский историк и лидер кадетской партии Павел Николаевич Милюков писал, что за шесть веков православное духовенство не подняло народ до высот христианской культуры, а превратило Россию в "Святую Русь - страну многочисленных церквей и неумолкаемого колокольного звона, страну долгих церковных стояний, строгих постов и усердных земных поклонов".

Сколько-нибудь серьезное просвещение в России стало распространяться, точнее насаждаться государством, начиная с Петра 1. Петровская школа воспитала первое поколение русской интеллигенции. Началось образовательное и идейное расслоение народа России на "мыслящее общество" - интеллигенцию и народ.

Среди русской интеллигенции появились люди с собственным мировоззрением, выходившим за рамки сословной ограниченности. Под воздействием идей французских просветителей и немецкой классической философии, стала вырабатываться своя идеология, связанная с поиском путей к свободе человека. Именно в кругах интеллигенции стали зарождаться прогрессивные традиции русской философской и общественной мысли.

Думающие люди стали понимать, что крепостничество и реакция (политическое сопротивление общественному прогрессу) самодержавия тормозит экономическое развитие России, ее просвещение и культуру, обрекают страну на вековую отсталость. Опыт французской революции породил общественные движения: появились либералы (сторонники свободы, правда неуяснившие до настоящего времени, что, собственно, они хотят) и демократы (сторонники "власти народа", хотя отдавать власть народу они никогда не собирались), стала зарождаться оппозиция (oppositio - противопоставление) правительству. Х1Х век был веком просвещения и становления социальной и политической мысли русского общества.

Русская интеллигенция стремилась разбудить народ, просветить его, предопределить пути к счастливой жизни. Их поиски и тревоги были самобытны, а мысли и действия противоречивы. Но несмотря на различия в своем социальном положении, присутствии в их помыслах здравого смысла или заблуждений, они были русскими патриотами, посвятившими или отдавшими свою жизнь за улучшение жизни народа. В этом их принципиальное отличие от компрадорских "демократов", отстаивающих интересы иностранного капитала и "ценности мировой цивилизации".

Социалистические идеи развивались и крепли в умах великих русских просветителей и революционных демократов на основе достижений мировой науки и русской самобытности, постепенно продвигаясь от революционных порывов к свержению самодержавия, к идее "крестьянского, общинного социализма". Социализм в России в немалой степени обязан просветительской деятельности Виссариона Григорьевича Белинского и Александра Ивановича Герцена, Николая Александровича Добролюбова и Михаила Васильевича Петрашевского, Николая Гавриловича Чернышевского, которого Маркс назвал "великим русским ученым", и Дмитрия Ивановича Писарева, народников Михаила Александровича Бакунина, Петра Лавровича Лаврова и Петра Никитича Ткачева, марксистов Георгия Валентиновича Плеханова и Владимира Ильича Ульянова (Ленина). Это они, как говорил Чернышевский, "опережая свою эпоху, имели славу предусматривать зарю грядущего дня, имели мужество приветствовать его приход".

Конечно, я не имею в виду под словом "интеллигенция" всех людей профессионально занятых умственным трудом - эту бесчисленную армию чиновников, конторских служащих, ученых и журналистов, врачей и юристов, писателей и артистов или просто людей с высшим образованием. Уровень знаний и профессиональный опыт побуждает их стремления к руководящим постам, к утверждению своей исключительности. Являясь неоднородным в социально-политическом отношении, этот "средний слой" обслуживает интересы, в основном, правящего класса общества, добиваясь и выслуживая у него доходы и привилегии, считая себя достойными членами правящей элиты. Но они всегда были склонны больше рассуждать о несделанном, чем делать задуманное.

"В 1825 году Россия впервые увидела революционное движение против царизма, и оно было представлено исключительно дворянами. С того момента и до 1881 года, когда был убит Александр 2-ой, во главе движения стояли интеллигенты из среднего сословия. Они проявили величайшее самопожертвование и своим героическим террористическим методом борьбы вызвали удивление всего мира. Несомненно, эти жертвы пали не напрасно, они способствовали - прямо или косвенно - последующему революционному воспитанию русского народа. Но своей непосредственной цели, пробуждения народной революции, они не достигли и не могли достигнуть" (Ленин).

Надежда Дмитрия Ивановича Писарева разрешить "вопрос о голодных и раздетых людях" силами "мыслящих реалистов" путем постепенных социальных изменений - просвещения, улучшения условий жизни народных масс, "перестройки общественных учреждений" оказалась напрасной. "Охранительные начала" оказались сильнее предполагаемых реформ и "демократических свобод".

Да, разбудить сознание народа, задавленного нуждой оказалось не просто. Народ не воспринимал усилия и жертвы "сеятелей" свободы: крестьяне с необыкновенным терпением ждали от царя решения своей участи, а весь род людской свято верил в "истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности, составляющие вернейший залог силы и величия нашего отечества" (граф Уваров). Прямо "по Зюганову".

А.С.Пушкин писал в 1823 году:

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя -
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы:
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Авторитарное сознание народа не изменилось и по сей день. Все также слепа вера в сильную власть "способную навести порядок", все также сильна надежда на "царя", как бы он не назывался - генсек или президент, все также пассивен народ, его не могут раскачать никакие беды и страдания, выборы и референдумы. Русский народ, в основной своей массе, всегда оставался и остается в стороне от "великих преобразований" эпохи.

В этом смысле "мыслящие реалисты", русская интеллигенция несет ответственность за все страдания современников, которые она могла бы устранить, если бы не ограничивала свое положение ролью наблюдателя, циничного представителя цивилизации, а взя- ла бы на себя роль ее двигателя.

Клеймо домашнего позора
Мы носим, славные, извне...
В могучем крае нет отпора,
В пространном царстве нет простора,
В родимой душно стороне...
Ее в своем безумье яром
Гнетут усердные рабы...
А мы глядим, слабеем жаром
И с каждым днем сдаемся даром,
В бесплодность веруя борьбы...
И слово правды ослабело,
И реже шепот смелых дум,
И сердце в нас оцепенело;
Порывов нет, в забвеньи дело,
Спугнули мысль, стал празднен ум...
(И.С.Аксаков. 1850 г.)

Только зародившийся рабочий класс, те же крестьяне, но попавшие в такую нужду, какой они не видели раньше, смог воспринять марксистскую идеологию. Нечеловеческие условия жизни, полное отсутствие политических и профсоюзных свобод вызывали недовольство и протест рабочих, поднимали их на стачки и демонстрации, чем содействовали росту политической активности и организации рабочего движения. "Из доброго малого рабочий превратился в своеобразного полуграмотного интеллигента, который считает своим долгом отбросить религиозные и семейные устои, позволяет себе игнорировать законы, нарушать их или глумиться над ними", - отмечалось в одном из донесений полиции в 1901 г.

Классами Ленин называл большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства, по их отношению к собственности а, следовательно, по способам получения и размерам доли общественного продукта. И если задача социалистической революции состоит в разрушении частной собственности, то нет другой силы, кроме рабочего класса, который не владеет никакой собственностью, кроме своей рабочей силы, способной выполнить эту задачу.

Владимир Ильич уже в начале своей деятельности понял, что крестьян непосредственно революцией и социализмом не проймешь, с этим нужно было идти к рабочим. Для достижения целей революции "нужен громадный шаг вперед в развитии производительных сил, нужно преодолеть сопротивление (часто пассивное, а потому и особенно упорное) остатков мелкого производства, преодолеть огромную силу привычки и косности, связанной с этими остатками. Этой способностью обладает, в начале пути от капитализма к социализму, только пролетариат." Он, по мнению Ленина, должен не только увлечь всю массу трудящихся на борьбу с буржуазией, но и повести их за собой на путь нового хозяйственного строительства, новых общественных связей, новой организации труда, "соединяющей последнее слово науки и техники с массовым объединением сознательных работников".

Под "объединением сознательных работников" Ленин видел ту интеллектуальную силу, которая способна возглавить социалистическое строительство. Более категоричен был лидер народников Петр Никитич Ткачев, который утверждал, что революционность народа проявляется в разрушении старого, созидательные же задачи призвано решать обличенное "силой, властью и авторитетом революционное меньшинство", то есть государство.

1905 год нанес серьезный удар по патриархальной России. Рабочий класс на деле доказал возможность достижения своих целей революционным путем, принуждая капиталистов к "немедленному улучшению своего положения". Русский народ получил действительно революционное воспитание, ибо "только борьба воспитывает эксплуатируемый класс, открывает ему меру его сил, поднимает его способности, проясняет его ум, выковывает его волю". Характерным средством "раскачивания масс" стала "пролетарское средство" - стачка.

Революция потерпела поражение. Да она и не могла победить в условиях достаточно сильного царского режима и непоследовательности буржуазии. Но по словам С.Ю.Витте, "революция в умах" свершилась, страна пробудилась к политической жизни, вопрос о смене режима стал неизбежным. Вместе с тем, концепция либеральной парламентской революции, которая могла бы мирным путем привести к конституционной демократии, потерпела крах. Народное движение все больше попадало под влияние социалистических партий.

Русский этап развития марксизма - ленинизм с начала ХХ века связан с деятельностью Ленина, с практической реализацией революционного учения и организацией коммунистического движения в России. Ленин никогда не претендовал на создание особой философской системы, считая себя только учеником Маркса и Энгельса, претворяющим их учение в жизнь, диалектически обогащая его положениями, связанными с практикой коммунистического движения и защитой марксизма от попыток пересмотра и искажения (оппортунизма и ревизионизма). Именно его усилиями была создана партия большевиков, которая под его руководством повела пролетариат России на свержение царского самодержавия и созда- ние социалистического общественного строя.

Применительно к изменившейся исторической ситуации Ленин раскрыл закономерности экономического и политического развития в условиях монополистического капитализма (империализма), создал теорию социалистической революции, доказал, что революция прорывает слабые звенья империализма и первоначально победит в одной или нескольких странах. В результате в мире возникнут страны с различными социально-экономическим и политическим строем, сосуществование которых наложит определённый отпечаток на развитие всего мирового сообщества, потребует творческого пересмотра ряда экономических и политических категорий марксизма в условиях противостояния и конкуренции зарождающегося социалистического и утвердившегося капиталистического строя. "Мы живем не только в государстве, но и в системе государств, и существование Советской республики рядом с империалистическими государствами продолжительное время немыслимо. В конце концов либо одно, либо другое победит. А пока этот конец наступит, ряд самых ужасных столкновений между Советской республикой и буржуазными государствами неизбежен."

В.И.Ленин обосновал необходимость союза рабочего класса с крестьянством, соединения коммунистического движения с национально-освободительным, сочетания революционных и реформаторских форм и методов классовой борьбы для победы социалистической революции и построения социализма. В работах Ленина 1921-1923 годов сформулированы новые черты теории и практики социализма: допустимость товарно-денежных отношений и частной собственности при контроле государством на определенных этапах социалистического строительства, необходимость государственного управления экономикой, значение кооперативных форм собственности и рабочего контроля для развития самоуправления народа.

Ленинское учение о партии является развитием теории научного социализма. "Настоящая задача революционной социалистической партии: не сочинение планов переустройства общества, не проповедь капиталистам и их прихвостням об улучшении положения рабочих, не устройство заговоров, а организация классовой борьбы пролетариата и руководство этой борьбой, конечная цель которой - завоевание политической власти пролетариатом и организация социалистического общества".

Ленин доказал, что основные экономические интересы рабочего класса могут быть разрешены только после завоевания им политической власти. Самостоятельно рабочий класс не в состоянии познать противоположность своих интересов интересам капитала. Для этого нужны глубокие научные знания, и они могут быть внесены в рабочее движение пролетарской партией. В условиях капитализма господствуют две идеологии - буржуазная и социалистическая." Середины тут нет. Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает, тем самым, усиление идеологии буржуазной". Преклонение перед революционной стихийностью рабочего движения равносильно отказу от социализма. Непримиримая борьба с буржуазной идеологией, с оппортунизмом, является непременным условием достижения целей рабочего класса, и без постоянной творческой разработки теории, научного анализа явлений общественной жизни революционное преобразование общества не может быть успешным. "Роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией".

Деятельность партии, подчеркивал Ленин, невозможна без крепкого, боеспособного руководства, без чёткой согласованности действий, без централизации и строгой дисциплины. Необходима организация профессиональных революционеров для сохранения устойчивости и преемственности движения, выработки направлений и методов борьбы на ближайшие и конечные цели, выражения общих интересов рабочего класса. Основным организационным принципом построения партии Владимир Ильич считал демократический централизм.


продолжать чтение
вернуться к содержанию книги
вернуться на главную страницу